Чтобы проследить роль переменного и постоянного тока в современной рок-музыке, для начала придется вернуться на полвека назад. В конце 50-х семейство Янгов (Young), мечтая поправить свое материальное положение, переехало из Шотландии в Австралию, страну, которая обещала всяческое счастье и процветание. Двое из семерых детей, братья Малколм (Malcolm) и Ангус (Angus), станут главными героями нашей истории. А пока им предстоит еще отмучиться в средней школе, к которой оба питают непреодолимое отвращение и с которой расстанутся в самом радужном настроении. Ангус предпочтет стать художником в журнале, а Малколм поступит на фабрику женского белья, одновременно поднимая на ноги собственную группу Velvet Underground (да-да, именно так она называлась, но, естественно, не имела ни малейшего отношения к своей прославленной американской «тезке»). Ангус тоже интересуется музыкой, несколько лет усиленно осваивает любимую гитару и время от времени играет в группе старшего брата. После нескольких смен состава и увлечения более серьезной музыкой, в конце 1973 года братья решают стать коллегами по сцене. Малколму уже исполнилось 20, а Ангус только что отметил 18-летие. Идею назвать семейный проект AC/DC подала старшая сестра Маргарет (та самая, что посоветовала своему братишке Ангусу выходить на сцену в школьной форме и таким образом создала первую "фишку" группы). Эмблему "переменный ток/ постоянный ток" она ежедневно видела на своей швейной машинке. Проблема состояла в том, что на местном слэнге аббревиатурой AC/DC называли бисексуалов, так что в первое время не раз возникали недоразумения, когда группу приглашали повеселить публику в гей-клубах. Кроме братьев Янгов, оригинальный состав включал вокалиста Дэйва Эванса (Dave Evans), басиста Ларри Ван Недта (Larry Van Knedt) и барабанщика Колина Берджесса (Colin Burgess). Дебютное выступление команда дала 31 декабря 1973 года в сиднейском баре. Прорепетировав около года и отыграв несколько концертов, Малколм и Ангус приходят к выводу, что голос Дэйва Эванса их больше не устраивает. Им нужен вокалист, способный не только красоваться на сцене в туфлях на умопомрачительной платформе, но и стать настоящим фронтменом команды. Эванс успел отметиться только на сингле "Can I Sit Next To You Girl" (1974), а когда команда перебралась в Мельбурн, его заменил фанатеющий по блюзу Бон Скотт (Bon Scott). Шотландец по происхождению, так же как и братья Янги, 28-летний Бон Скотт мог похвастаться немалым опытом работы в австралийских группах на заре рождающегося здесь рок-движения - он пел и играл в составе Spectors, Fraternity и Valentines. Кроме того, у него была довольно бурная биография: неудачная семейная жизнь, скандалы, драки, пьянство, тюремное заключение, авария на мотоцикле, в которой он чудом избежал смерти. Юные музыканты явно жаждали нескучной жизни, когда брали к себе этого монстра. Но огромная вера в общее дело, взаимное уважение, энтузиазм и фонтанирующий талант Бона Скотта навсегда скрепили отношения между братьями Янгами и новым вокалистом. После довольно продолжительного тура по Австралии, который помог им как следует сыграться, группа чувствует себя готовой к записи дебютного альбома. Но прежде чем доверить пленке свои наработки, необходимо произвести последние кадровые перестановки: басистом AC/DC стал Марк Эванс (Mark Evans), барабанщиком - Фил Радд (Phil Rudd). Старший брат Джордж Янг (George Young), возглавлявший известную команду Easybeats, стал продюсером первых записей AC/DC. В таком составе, вместе с Малколмом Янгом на ритм-гитаре и Ангусом Янгом на лид-гитаре, команда записывает свой студийный дебют "High Voltage" (запись длилась всего десять дней), а вскоре и второй альбом "TNT". Оба они издаются в Австралии в 1975 году, а через год силами лейбла Atlantic Records в Европе выходит диск "High Voltage", включающий лучшие треки из двух австралийских пластинок. Яркий вокал Бона Скотта и заразительная энергия команды быстро привлекли внимание меломанов. Стоит ли говорить, что на родине AC/DC были признаны сразу и безоговорочно, но для завоевания американского рынка нужно было еще приложить немало усилий. В начале 1976 года пятерка переезжает в Лондон и выпускает третий альбом "Dirty Deeds Done Dirt Cheap" (в Соединенных Штатах, правда, он был издан только в 81-м году). Группа оказывается не просто командой темпераментных рокеров, но и демонстрирует композиторские таланты, представив такие хиты, как "Dirty Deeds...", "Problem Child", "Ride On" (творение романтика и мечтателя Бона Скотта). Еще через год они готовят диск "Let There Be Rock" (1977), включавший бессмертные вещи "Hell Ain't..." и "Whole Lotta Rosie" (во время ее исполнения на сцену водружалась гигантская надувная кукла). Альбом отметился в британских чартах и вызвал к жизни первую волну фанатизма, которой вскоре предстояло перерасти в настоящий культ. Команда, дающая такие драйвовые, насыщенные приколами шоу и играющая рискованный, разъяренный хард-рок, иного и не заслуживала. Полные сил и новых идей, AC/DC не делают пауз и уже в следующем году издают "Powerage" (1978). К этому времени сбежавшего Марка Эванса, который поссорился с братьями Янгами, заменяет новый басист Клиффорд Уильямс (Clifford Williams). Саунд группы становится намного взрослее и профессиональнее. Классический рок 60-х а ля Чак Берри переосмысливается в блюзовом ключе, усиленный динамичной и неистовой электрогитарой. В AC/DC чувствуется бешеная энергетика, которой невозможно сопротивляться, которая собственно и стала краеугольным камнем их успеха. "Powerage", кстати, стал первым золотым диском группы. Концертник "If You Want Blood You've Got It" (тот же 1978-й) дает реальное представление о том, на что способны эти парни, выходя на сцену. Именно в это время музыканты подходят к одной из своих творческих вершин - альбому "Highway To Hell", который они запишут в 1979 году вместе с гуру продюсирования Джоном «Маттом» Лэнгом (John "Mutt" Lange). Заглавный трек станет коронным номером и визитной карточкой AC/DC. Официально и неофициально AC/DC уже рукоположены в звезды мирового хард-рока. Под предводительством своего харизматичного лидера и блестящего вокалиста Бона Скотта, который привносил в каждую песню автобиографический элемент (что выражалось и в пикантных текстах), благодаря бесноватому "школьнику" Ангусу, захватывающим сольным экскурсам барабанщика, полным фантазии гитарным партиям - благодаря всему этому AC/DC закономерно оказались на мировом музыкальном Олимпе. К сожалению, пока команда покоряла Европу, Америку и Австралию, объезжая их с длиннейшими мировыми турами, которыми сопровождался каждый новый релиз, злоупотребление алкоголем в конце концов погубило солиста группы. 33-летний Бон Скотт умер ночью, 20 февраля 1980 года, в автомобиле его друга. (Согласно полицейскому протоколу, он захлебнулся собственными рвотными массами.) Такой неожиданный поворот событий чуть было не заставил Ангуса и Малколма распустить коллектив, но охота пуще неволи: вскоре они принимаются искать нового вокалиста. Выбор падает на Брайана Джонсона (Brian Johnson), бывшего солиста группы Geordie. И уже через пять месяцев после смерти Бона Скотта группа публикует шестой альбом "Back In Black" (1980) в черной обложке. Первый трек встречает перезвоном колоколов - альбом посвящен памяти погибшего вокалиста. "Back In Black" произвел эффект разорвавшейся бомбы, став одним из самых успешных мировых бестселлеров. Первое место в чартах Великобритании и Австралии, 4 место в американском рейтинге, на сегодняшний день его тираж в мире превышает 19 миллионов копий. "Back In Black" входит в пятерку самых продаваемых альбомов США всех времен - после Beatles, Pink Floyd, Queen и Eagles. Новый вокалист поет в совершенно другой манере, но обновленные AC/DC оказываются еще более востребованными, чем предыдущие: синглы "Hell's Bells", "Back In Black", "You Shook Me All Night Long" оккупируют вершины мировых хит-парадов. Шоу проходят на ура, тем более что и концертный сет составлен из одних классических шедевров. Следующий альбом "For Those About To Rock" (1981) также имел немалый коммерческий успех (3 недели на вершине Billboard Top 100), подтвердив, что музыканты пребывают в отличной форме. Кульминацией альбома стала заключительная песня "For Those About To Rock", которой группа отныне заканчивала свои концерты и которую фаны распевали тысячеголосым хором. Новый альбом "Flick Of The Switch" (1983) записывался уже без ударника Фил Радд, который не сошелся во взглядах с Малколмом Янгом. Через 11 лет Фил еще вернется в AC/DC, успев попробовать себя в качестве пилота вертолета в Новой Зеландии. Этот альбом записывался на Багамах, критики отнеслись к нему с прохладцей, но раскупался диск вполне пристойно. За барабанами во время сессий сидел приглашенный музыкант, а вскоре в группу пришел новый барабанщик Саймон Райт (Simon Wright). Шоу AC/DC по-прежнему пользуются невероятной популярностью: в январе 1985 два выступления команды на бразильском фестивале Rock In Rio наблюдали около 400 тысяч человек. Однако, начиная с 1985 года AC/DC входят в полосу постепенного творческого спада и, как результат, снижения интереса к ним. Альбом "Fly On The Wall" (1985) наполнен довольно монотонными риффами, которые уже не способны захватить внимание слушателя, как предыдущие записи; продюсерская работа тоже оставляет желать лучшего. В 86-м пятерка пишет звуковую дорожку к фильму "Maximum Overdrive", режиссером которого выступил знаменитый писатель Стивен Кинг (Stephen King). Саундтрек пополнил дискографию группы релизом под названием "Who Made Who" (1986) с тремя неизданными мелодиями. Воскресить былой ажиотаж вокруг AC/DC альбому не удалось, хотя он был достойным плодом усилий своих авторов и попал в британский Тор 20. В 1988-м команда публикует "Blow Up Your Video", сильную и качественную запись. Во время сопроводительного турне Малколм Янг уступил место своему племяннику Стиви, пока сам лечился от алкоголизма. В 1990 году штатное расписание меняется еще раз: Райт предпочитает отныне играть в группе Dio, а вместо него за барабаны садится Крис Слэйд (Chris Slade). С ним записывается диск "The Razor's Edge" (1990), который положил начало новой золотой эре AC/DC, поднявшись до второй строки американского чарта. Во многом «виноваты» в этом монструозные живые шоу (в частности с незабываемым исполнением "Thunderstuck") и не в последнюю очередь - мощный звуковой напор, которым музыканты сражали публику наповал. Подтверждением вернувшегося былого великолепия стал концертный альбом 1992 года "Live At Donnington", изданный одновременно с удивительным видеофильмом о концерте в английском замке Доннингтоне. Необыкновенное зрелище представляло собой шоу в Москве, где братья Янги и компания развлекали около полумиллиона человек. В 1993 году музыканты снова делают экскурс в кинематограф и создают саундтрек к фильму "Last Action Hero", который включал песню "Big Gun". Видеоролик на этот трек запечатлел звезду Голливуда Арнольда Шварцнеггера в образе Ангуса Янга. После нескольких живых альбомов пришло время студийных трудов. К этому времени австралийцы снова с радостью приветствуют в своих рядах барабанщика Фила Радда и в 1995 году презентуют новый альбом "Ballbreaker". Гитарный саунд отполирован до блеска, вокалист Брайан Джонсон поражает своей самоотдачей. Продуктом очередного мирового марш-броска становится концертное видео, запечатлевшее шоу в Мадриде на площади Toros, перед 50 тысячами зрителей. В 97-м году группа готовит бокс-сет "Bonfire", основанный на редком и неизданном материале, преимущественно из эпохи Бона Скотта. Для фанов группы подарок практически бесценный. Будущее подтвердило, что сдавать свои позиции AC/DC еще не собираются. В 2000 году бы издан последний на сегодняшний день лонг-плей "Stiff Upper Lip", близкий по атмосфере своему предшественнику, но сильнее с точки зрения композиторского мастерства. Примечательно, что продюсером альбома снова выступил Джордж Янг, который не занимался саундом группы уже больше 20 лет. Новый тур, прокатившийся по всему миру, имел оглушительный успех и сопровождался роскошным концертным видео на материале шоу в Монако (80.000 зрителей). На этом выступлении впервые за 30-летнюю карьеру группы AC/DC вернулись на сцену с сокрушительным хитом "Shot Down In Flames". Еще раз это произошло в Париже перед 90.000 зрителей, после издания сингла "Ride On", который никогда не звучал в исполнении Брайана Джонсона и был посвящен памяти Бона Скотта. В марте 2003 года, незадолго до 30-й годовщины с момента рождения AC/DC, австралийские рокеры прошли торжественную инаугурацию в Зал Славы рок-н-ролла. Музыканты отметили это событие ударным выступлением в нью-йоркском Roseland Ballroom, где проходило торжество. Рекординговая компания Epic Records со всей ответственностью подошла к юбилейному году AC/DC и объявила о переиздании всего каталога группы. Все 16 альбомов, начиная с дебютного "High Voltage" и заканчивая предпоследним "Ballbreaker" пройдут ремастеринг и будут представлены вниманию нового поколения фанов AC/DC. На сегодняшний день записи AC/DC разошлись в мире тиражом более 100 миллионов экземпляров, переиздание альбомов дает неплохой шанс удвоить эту цифру!... |