Звезда Аланис Мориссеттт (Alanis Morissette) ярко вспыхнула в середине 90-х. На долю вчерашней канадской телезвезды, исполнительницы легких танцевальных поп-песенок выпал неправдоподобный успех на мировой альтернативной сцене. Образцом для подражания и источником вдохновения служили для нее записи Лих Фэйр (Liz Phair) и Тори Амос (Tori Amos). С клеймом мужененавистницы (которым одарили ее мужчины), бесконечно обожаемая (главным образом женщинами), за свою десятилетнюю карьеру Аланис собрала внушительную коллекцию почетных трофеев и стала автором самого громкого бестселлера сольной певицы за всю историю музыки. Детство и юность, первые шаги, первые шишки, ранние успехи - свидетелем всего этого была Оттава, где 1 июня 1974 года Аланис Мориссетт появилась на свет. Ее отец Алан Мориссетт, канадец французского происхождения, работавший директором школы, хотел найти для дочери не существующий в природе женский вариант собственного имени. Увидев однажды в греческой газете имя Alanis, он понял, что нашел то, что искал. Творческая одаренность Аланис проявилась довольно рано. В семь лет она начала заниматься музыкой, осваивала пианино, позднее брала уроки балета и современного танца. С девяти лет она уже сочиняла песни, а в десять прошла кастинг в детское телешоу "You Can't Do That оn Television" и стала постоянной участницей этой телепрограммы. Первые заработанные деньги девочка потратила не на куклы и наряды, а на запись песни "Fate Stay With Me", изданной на независимом рекорд-лейбле. Так, уже в 11 лет, будучи фактически канадской телезвездой, она дебютировала как певица. Причем настолько успешно, что получила номинацию Juno Award, канадского аналога Grammy. Конечно, в ее первых попытках было много подражательного, и вряд ли кто-нибудь взялся бы предсказать, какую эволюцию пройдет эта талантливая девочка, прежде чем стать одним из самых интересных поп-композиторов современности. Когда контракт с телешоу подошел к концу, Аланис уже знала, чем будет заниматься дальше и сосредоточилась на музыкальной карьере. В 14 лет она подписала контракт с компанией MCA Canada - сначала только на публикацию своих записей, а через два года заключила полноценный договор о сотрудничестве. В 1991 году девушка переехала в Торонто, где и записала свой полноформатный дебютный альбом "Alanis". Пластинка вызвала горячий отклик у канадских меломанов. Эта коллекция поп-ориентированных танцевальных треков и баллад разошлась в Канаде тиражом более 100.000 копий. За "Alanis" дебютантка была удостоена Juno Award как самая многообещающая артистка. Однако другие страны и континенты не проявили никакого интереса к юному дарованию. В 1992 году Мориссетт подготовила второй лонг-плей "Now Is the Time". Диск, насколько это вообще возможно, напоминал дебютный альбом. Как и его предшественник, он уверенно чувствовал себя на канадском рынке, хотя его тираж был в два раза скромнее. Но в рамках поп-формата певице становилось все теснее. В поисках новых возможностей для самореализации она переезжает в Лос-Анджелес. Для начала Аланис снимается в телефильме "Just One of the Girls", но не забывает о главном, ради чего поменяла родную Канаду на пресыщенные Соединенные Штаты. Новый альбом фактически уже написан. Она повзрослела, стала творчески раскованней и по-женски смелее. Теперь ее задача номер один - найти наиболее адекватную музыкальную форму для своих наработок, не по возрасту проницательных и решительно озвучивающих те вещи, о которых многие предпочитают умалчивать. Судьба пошла ей навстречу и свела с человеком, сыгравшим самую решительную роль в рождении феномена Аланис Мориссетт. В начале 1994 года она познакомилась с Гленом Баллардом (Glen Ballard), который работал с Майклом Джексоном, Wilson Phillips и Дэвидом Хассельхоффом (David Hasselhoff). Хотя и Аланис, и Глен до знакомства друг с другом ограничивались творческими возможностями поп-мейнстрима, теперь они избрали другое направление - более острое, жесткое, ориентированное на рок-стилистику. Глен Баллард выступил не только продюсером записи, но и соавтором музыки, а в студии записал партии нескольких инструментов. Сама певица играла на альбоме только на губной гармошке, но в период сессий ей помогали Фли (Flea) и Дэйв Наварро (David Navarro; оба - Red Hot Chili Peppers) и другие приглашенные музыканты. Блестящий результат их сотрудничества, американский дебют певицы и композитора "Jagged Little Pill", был опубликован на лейбле Мадонны Maverick Records. Благодаря взрывному синглу "You Oughta Know", получившему ударную ротацию на радио и MTV, альбом стал музыкальной бомбой летом 1995 года. Когда он поднялся в Тор 10 США, его продажи начали набирать нешуточные обороты. Сегодня тираж "Jagged Little Pill" во всем мире достиг 28 миллионов копий (16 миллионов только в США) - уникальный результат для альбома сольной артистки, которую до 95 года, кроме как в родной Канаде, нигде не знали. Еще два сингла с этого альбома, "Hand in My Pocket" и "All I Really Want", помогли диску надолго удержаться на плаву. Альбом в конце концов возглавил рейтинг Billboard 200 и попал в Тор 10 Канады, Великобритании, Германии и других стран. Аланис сделала огромный рывок в карьере, доказав свою востребованность не только на американском, но и на крупнейших музыкальных рынках всего мира. Признание певицы носило поистине триумфальный характер: в начале 96 года она одним махом оказалась претенденткой на Grammy сразу в шести номинациях. И победила в четырех из них: "альбом года" и "лучший рок-альбом" ("Jagged Little Pill"), "лучший женский рок-вокал" и "лучшая рок-песня" (за трек "You Oughta Know"). Вскоре после этого торжества певица, которая успела поддержать альбом массированными гастролями, выпустила четвертый сингл с этого же альбома "Ironic". Хотя казалось, что накаляться страстям больше некуда, но успех песни, покорившей американский Тор 5, знаменовал кульминационный момент ее признания в США. В начале 98 года Аланис прошла кастинг на роль - ни много ни мало - самого Господа Бога в фильме "Dogma" режиссера Кевина Смита (Kevin Smith). А тем временем студийная работа продолжалась. Ее нового альбома ждали с большим нетерпением, тем более что ожидание растянулось на целых три года. "Supposed Former Infatuation Junkie" вышел осенью 1998-го. Даже если его успех был не таким сокрушительным, как у его предшественника, торговую марку артистка поддержала достойно. Альбом возглавил американский чарт Billboard 200, а в канадском рейтинге поднялся на вторую строку. Одним из наиболее привлекательных номеров на альбоме была композиция "Thank You" (первая двадцатка Billboard Hot 100 и хит номер один на родине певицы). За два года лонг-плей разошелся в мире 7-миллионным тиражом, поддержанный массированными гастролями. Среди самых интересных шоу - несколько выступлений вместе с PJ Harvey и Тори Амос, совместный концерт с Radiohead. LP "Supposed Former Infatuation Junkie" пополнил коллекцию высших музыкальных наград певицы. В начале 1999 года ей дважды рукоплескали на церемонии вручения Grammy - как обладательнице лучшего женского рок-вокала и автору лучшей рок-песни (трек "Uninvited"). Осенью 1999 года вышел LP "MTV Unplugged", живой акустический альбом, записанный в Нью-Йорке. Коммерческая удача не покидала артистку: два миллиона дисков было распродано уже за первые полгода. В знак высокой профессиональной оценки она в очередной раз выдвигалась на получение Grammy и Juno Awards и стала лауреатом специальной награды ASCAP за лучшую песню ("Thank You"). В 2002 году Мориссетт представила публике последний на сегодняшний день студийный альбом "Under Rug Swept", возвращение к резким, нелицеприятным интонациям ее дебютного релиза. Для максимального эффекта певица снова заручилась поддержкой Фли и Дина ДеЛео (Dean DeLeo; Stone Temple Pilots). Олицетворение феминизма, в новой работе она продолжила жесткий разговор о взаимоотношениях полов. Это всегда удавалось ей на зависть успешно: Аланис не просто нашла сочувствие у миллионов женщин, она стала их голосом. Как логическое продолжение - американский дебют "Jagged Little Pill" назван мировым бестселлером 90-х номер один. В начале нового века творчество Morissette по-прежнему остается актуальным: уже за первые пять недель тираж диска "Under Rug Swept" только в США превысил миллион копий. Этот лонг-плей стал еще одним лидером американского чарта в ее карьере, возглавил рейтинг альбомов Канады, список лучших альбомов в интернете, а еще - чарты восьми стран мира. Наибольшего успеха у слушателей добились два сингла - "Precious Illusions" и особенно "Hands Clean". В рамках промо-кампании артистка проехала с масштабным мировым туром (американские концерты открывал Райан Адамс (Ryan Adams), приняла участие в огромном количестве телепередач, выступила в качестве хэдлайнера или ведущей нескольких благотворительных концертов. Именно последний пункт в ее послужном списке побудил организаторов 10-й церемонии награждения Rock The Vote Patrick Lippert Awards вручить ей специальную награду за активную роль в улучшении политической и социальной ситуации в мире. В апреле 2003 ее нашла еще одна награда - Morissette была названа лучшим продюсером 2002 года за альбом "Under Rug Swept", по версии устроителей Juno Awards. В 2003 году каталог Мориссетт пополнился DVD "Feast on Scraps". Издание включает документальный фильм по материалам последнего турне, концертные записи песен, а в качестве специального подарка фанам - неизданные материалы студийных сессий, предшествовавших релизу "Under Rug Swept". "So-Called Chaos" - рабочее название шестого альбома певицы и композитора, который она планирует выпустить в 2004 году. Потратив на альбом около года работы, Аланис Мориссетт не собирается проводить в его поддержку традиционный мировой марафон: "Такая работа на износ уже не для меня", - говорит певица. А главной работой ее фанов, как всегда, остается ожидание, которого Аланис никогда не обманывает. |