Если кто в музыке и имеет право называться легендой, то Black Sabbath в этом списке среди первых. Сам жанр heavy metal был впервые нащупан, вынесен на свет и преподан поклонникам рока стараниями именно этой английской четверки. Создавая свои адские композиции, от которых так и веяло жаром преисподней, Black Sabbath с одинаковым упорством дразнили как критиков, так и родителей своих фанатов, ратующих о нравственности, а тем временем по всему миру вырастали всё новые поколения музыкантов, переболевших их творчеством. Будущие участники Black Sabbath жили и росли на соседних улицах Астона, города голубых воротничков. Однако это тот случай, когда разливать патоку о школьной дружбе не придется, скорее наоборот. Сын простого рабочего, Джон Осборн (John Osbourne), известный как Ozzy, нередко становился жертвой местного хулигана Тони Айомми (Tony Iommi; Anthony Frank Iommi, если быть точным), тогда как Терренс «Гизер» Батлер (Terrance "Geezer" Butler) был помешан на фантастике и оккультизме и предпочитал одиночество. Со временем оказалось, что общие интересы у них все-таки есть, объединила их музыка. Попытав счастья в нескольких конкурирующих группах, которые распадались так же быстро, как и возрождались, в 1967 году все трое оказались втянутыми в авантюру под названием Polka Tulk. К этому времени Оззи Осборн успел посидеть в тюрьме за кражи, а отбыв срок, решил начать новую жизнь. Новая жизнь предложила ему амплуа солиста в группе своих давних товарищей, хотя никакого вокального опыта у него тогда еще не было. Айомми вооружился гитарой, Битлер играл на басу, за барабаны посадили Билла Уорда (Bill Ward). Временно присоединившиеся ритм-гитарист и саксофонист вскоре были отчислены, предоставив четверку в свое полное распоряжение. Группа решила сменить название на Earth Blues Company, быстро сократившееся до Earth, и начала музицировать в жанре тяжелого блюз-рока, развлекая публику в местных клубах. Так прошло два года, и в 1969 году Тони Айомми на несколько месяцев переметнулся к конкурентам - в группу Jethro Tull. Вернулся он, одержимый новой идеей. Заинтригованный необыкновенной популярностью фильмов ужасов и самим тем фактом, что люди готовы выкладывать деньги за то, что их пугают, он предложил делать мрачную, агрессивную музыку. Заодно вспомнили и про увлечение Гизера Батлера оккультными явлениями. Войдя в азарт, сходу записали несколько жутковатых, давящих композиций, в том числе "Wicked World" и "Black Sabbath". Новое направление музицирования требовало и нового названия. Фильм Бориса Карлоффа (Boris Karloff) "Black Sabbath", вышедший на экраны в 1930 году, подал нужную идею. Если уж связываешься с мистикой, то готовься к сюрпризам. В 1970 году произошло событие, которое, с одной стороны, едва не стоило группе карьеры, а с другой, имело бесценные последствия для создания уникального саунда группы. Незадолго перед началом записи дебютного альбома Айомми в результате несчастного случая травмировал кончики пальцев на правой руке. Прижимать струны к ладам ему стало нестерпимо больно, и он нашел выход из положения, приспособив специальные пластиковые наперстки. Кроме того, чтобы облегчить себе задачу, он ослабил струны, и они стали звучать ниже. Получившийся в итоге звучный, грязноватый саунд в сочетании с мрачными блюзовыми риффами в точности попадал в тональность лирики. Долгожданный дебют группы под названием "Black Sabbath" вышел в феврале 1970 года на лейбле Vertigo. По иронии судьбы, диск стартовал в британских чартах на 13 строке, а через несколько недель поднялся до 8-й. Изданный в Соединенных Штатах лейблом Warner в ноябре 1970, "Black Sabbath" достиг 23 места в чарте. Свою долю внимания молодая команда получила. В сентябре того же, 1970-го, года Black Sabbath выпустили второй альбом "Paranoid". Макабрическая смесь зловещего вокала Оззи Осборна, оригинальной гитары Айомми, грохочущего баса Батлера и неистовых ударных Уорда принесла альбому невероятный коммерческий успех. Самой яркой «фишкой» стал заглавный трек, ныне признанный классикой жанра. Свою роль сыграли и стандарты heavy metal "War Pigs" и "Iron Man". Тексты песен, которые писал в основном Батлер, вертелись вокруг таких неоднозначных тем, как природа зла, роль Дьявола, происхождение колдовства, войн, насилия. Сатанинская подоплека их творчества превратила Black Sabbath в мишень для яростных нападок со стороны консервативных организаций и родительских объединений. Хотя участники группы были правоверными католиками, Церковь Сатаны взяла их музыку на вооружение, а самих музыкантов откровенно называли сатанистами. Разгульная жизнь вне сцены, наркотики, алкоголь - все это только разжигало страсти вокруг группы, так что для миллионов встревоженных родителей не было врага страшнее во всем мире. В 1971 году Black Sabbath дали еще один повод для размышлений, выпустив третий альбом "Master of Reality". Еще одна классическая запись включала пронаркотический гимн "Sweet Leaf" и эпические полотна "Into the Void" и "Children of the Grave". Жизнь без тормозов со временем начала приносить свои печальные плоды. В первую очередь это сказалось на музыке. Вышедший в 1972 году "Black Sabbath Vol. 4" оказался достаточно небрежной в музыкальном отношении работой. Тексты песен вертелись вокруг все тех же скользких тем - дифирамбы конопле, детальное изображение кокаиновой зависимости (в песне "Snowblind"). Роль наркотиков в жизни музыкантов давно перестала быть тайной не только для близкого окружения. В этот напряженный период, когда внутренние конфликты в группе обострились до предела, а положение дел с менеджментом становилось все более шатким, Осборн, Айомми, Батлер и Уорд начинают запись следующего лонг-плея. В 1973 году выходит пятый альбом "Sabbath Bloody Sabbath", последний классический альбом группы, который записывался с приглашенным клавишником Риком Уэйкманом (Rick Wakeman). Диск "Sabotage" (1975 год) выглядел вялой и малоубедительной попыткой, а "Technical Ecstasy" (1976) был малоудачной электронной вылазкой в мир синтезаторов. К моменту создания восьмого альбома обстановка в стане Black Sabbath становится невыносимой, а личные проблемы музыкантов выходят из-под контроля. В 1977 году Оззи в первый раз покидает группу, замещенный Дэйвом Уолкером (Dave Walker), экс-солистом Savoy Brown. Через год Осборн на некоторое время возвращается и записывает еще один диск "Never Say Die!" (1978). Но в 1979 году он окончательно уходит из Black Sabbath, чтобы, пройдя курс реабилитации, начать сольную карьеру, которая оказалась чрезвычайно успешной. А вот карьера Black Sabbath складывалась в дальнейшем не так лучезарно. Пустующее место вокалиста сначала занял Дэйв Уолкер, которого вскоре сменил Ронни Джеймс Дио (Ronnie James Dio), бывший солист Rainbow, группы Ричи Блекмора. Заново стартовав в 1980 году с альбомом "Heaven and Hell", группа сделала как будто бы многообещающую заявку на будущее. За ним последовал диск 1982 года "Mob Rules ", после которого должность вокалиста в группе превратилась в переходящий вымпел. Кто только не пел в Black Sabbath: и экс-вокалист Deep Purple Ян Гиллан (Ian Gillan), и Гленн Хьюз (Glen Hughes) (Trapeze, Deep Purple), и Тони Мартин (Tony Martin). Трещина в группе пошла дальше, и к 1986 году Батлер и Уорд решили, что группа обойдется без них. Из оригинального состава остался только самый стойкий Тони Айомми, который продолжал писать песни, выпускать альбомы и поддерживать организм Black Sabbath в рабочем состоянии. В 1986 году вышел неожиданно блюзовый альбом "Seventh Star", записанный в полностью обновленном составе: Geoff Nichols (клавиши), Glenn Hughes (вокал), Dave Spitz (бас-гитара), Eric Singer (барабаны). Музыка и тексты принадлежали Айомми. Студийные сессии двух следующих альбомов "The Eternal Idol" (1987) и "Headless Cross" (1988) проходили с участием нового вокалиста Тони Мартина. Диск "Headless Cross" был спродюсирован знаменитым английским барабанщиком Кози Пауэллом (Cozy Powell). В 1991 году, чтобы записать "Dehumanizer", к музыкантам присоединился солист Ронни Джеймс Дио. Все старания Тони Айомми были бессильны против падения тиражей и отсутствия интереса у слушателей. Но гитарист не сдавался. Он уговорил вернуться басиста оригинального состава Батлера, а вот уломать Уорда ему так и не удалось, новым барабанщиком Black Sabbath, после нескольких промежуточных кандидатур, стал Винни Эйпис (Vinnie Appice). В 1992 Оззи Осборн предпринял попытку собрать старых товарищей по команде и проехать с гастрольным туром. Заразить своим оптимизмом остальных участников ему не удалось. В 1994 году в продаже появился альбом-трибьют "Nativity In Black". По такому знаменательному поводу все четверо участников отметились в студии, наряду с целым списком приглашенных групп и музыкантов - Megadeth, White Zombie, Sepultura, Biohazard, Ugly Kid Joe, Bruce Dickinson, Therapy?, Corrosion Of Conformity и Type O Negative. Подбодренные заново вспыхнувшим интересом к группе, Айомми, Тони Мартин, клавишник Джефф Николс (Geoff Nichols) и ударник Кози Пауэлл подготовили в 1995 году альбом "Forbidden". Продюсировал его гитарист Ernie-C. (Body Count), а в треке "Illusion Of Power" отметился певец Ice-T. В 1997 году Осборн, Айомми и Батлер реанимировали Black Sabbath по случаю выступления на фестивале Ozzfest. Рискнув отправиться в летний тур, за барабаны они посадили Майка Бордина (Mike Bordin) из Faith No More. 4 декабря 1997 к ним присоединился Уорд, чтобы отыграть шоу в Бирмингеме. До этого памятного концерта музыканты встречались на одной сцене всего два раза - в 1985 году в рамках шоу Live Aid и в 1992-м на концерте Оззи Осборна. Так что выступление 97-го года было первым полномасштабным шоу группы почти за 20 лет. Радостное событие отметили изданием двойного концертного альбома "Reunion", который вышел в 1998 году и сопровождался мировым турне. Не теряющее актуальности мастерство музыкантов, качество и энергетика их песен, плюс два совершенно новых студийных трека, привели альбом в Тор 20 чарта Billboard. |