AV1954
Newbie | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору Историю рода, к которому принадлежит Ольга Никифоровна, удалось «высветить» до начала XIX века. Она связана с Полтавской губернией,Лохвицким и Прилукским уездами (с 1932 года эти земли стали частью новообразованной Черниговской области). «Козацкому роду нет переводу» — ставший уже классикой роман Андрея Ильченко и его «крылатое»название соотносятся как раз с такими родословиями. Село Светличное, а особенно казачье местечко Варва и город Прилуки, много веков несли сторожевую службу и переживали военные невзгоды на беспокойной «украине»,порубежье Южной Руси. Варва и Прилуки (под своими изначальными летописными именами Варин и Прилук) были в числе опорных пунктов боевой линии Переяславской земли. Расположились они при реке Удай —обычно такие крепости прикрывали речные броды или проходы через болотистую пойму. Половецкий натиск 1055–1110 годов на южнорусские земли сопровождался кровопролитными набегами. Образовалась Переяславская земля под началом собственных князей, которым удавалось отбивать удары и отгонять степняков. Были и грозные наступательные походы к половецким кочевьям. Крепости левобережья Днепра строили в необжитых местах, где не было коренного населения и местной знати. Заселяли их «мужами лучшими», перемещёнными из Центра и с Севера Руси, из далёких регионов,защищённых от врага густыми лесами. «Мужи лучшие» — люди определённого уровня достатка, что называется, «пассионарные», способные перенести длительные переходы и укорениться на новых местах. Мигранты становились костяком нового расселения, формировавшего общерусскую этническую общность. На рубежах со степью постепенно «закалялось»население особого, не известного севернее, образа жизни и культурного облика. Слабейшие обитатели крепостей могли в случае опасности уходить с имуществом в тайные укрытия, а боеспособные мужчины несли сторожевую службу и были легки на подъём, когда надо было встретить врага. Вероятно, позже такой образ жизни налагал свою печать на обитателей засечных линий на рубеже Дикого Поля и казачество Запорожья,Дона, Кубани. Пришли иные времена, Варва и Прилуки начиная с татаро-монгольского нашествия с незавидным постоянством разрушались врагом, но возрождались вновь. Стали ненадолго частью Великого Княжества Литовского, не раз опустошались крымскими татарами. После Люблинской унии 1569 года земли по реке Удай вошли в состав Польши и оказались во владении магнатов Вишневецких. Эти аристократы держали в руках своего рода удельное княжество, получившее неофициальное название Вишневеччина. При их поддержке от крепости к крепости здешние земли заселялись помещичьими крестьянами из других воеводств Польши и Великого княжества Литовского, разорёнными шляхтичами и просто пришлыми людьми. Начавшаяся польская колонизация вызвала повышенный интерес у крымских татар, они считали эти земли своими,а обосновавшихся на них земледельцев — выгодным «товаром» для невольничьих рынков Османской империи. Совместными усилиями надворной гвардии князей Вишневецких, польских колонистов и реестрового казачества Вишневеччину удалось отстоять от новых набегов из Крыма.В местности, ставшей относительно безопасной, оживилась хозяйственная жизнь. Можно было распахивать целину. Строились мельницы и дороги; развивались города и ремёсла. Только вот на новом месте польские колонисты встретились со старожилами — крестьянами и реестровыми казаками православного вероисповедания, которых позднее станут зваться малороссами и украинцами. Поляки начали закрепощать православное население. Вдобавок — насильственная «окатоличивание» и полонизация.Но люди, в которых видели рабов, по опыту борьбы с набегами из Дикого Поля умели обращаться с оружием. На усиление социального и религиозно-культурного гнёта они отвечали восстаниями. «Мы, охраняя нашу веру и жизнь, должны были стать за свою обиду», — так в одном из документов восставшие объясняют своё право на борьбу. В этом же письме говорится, что знаменитый Иеремия Вишневецкий «мучил людей, отсекал головы и сажал на кол; везде, в каждом городе середь рынка виселица,и теперь окажется, что посажены были на кол невинные люди». Свои надежды на будущее православное население Вишневеччины чем дальше,тем больше связывало с Русским (Российским) царством. Вершиной этой освободительной борьбы стало восстание под предводительством Богдана Хмельницкого. В 1654 году жители Варвы и Прилук приняли воссоединение украинского Левобережья с Россией. Как сказано у Брокгауза и Ефрона, «после изгнания польских владельцев из Украины, обширная Вишневеччина стала достоянием войска малороссийского, и поселения вошли в состав казачьих полков и сотен». Полк и сотни в данном случае — название особых военно-административных единиц в Гетманщине, или Войске Запорожском, как со времён Хмельницкого назывались перешедшие в российское подданство казачьи земли. В начале 1658 года был основан Прилукский полк. Прилуки, как явствует из названия, стали его столицей. В Варве располагалась первая сотня полка, впоследствии — две сотни. Российско-польское противостояние продолжалось, являя драму с трудно предсказуемым сюжетом, роль казачества в ней была непроста. Но Прилукский полк держался раз сделанного выбора в пользу России. Казаки решительно выступили против гетмана Выговского, пытавшегося восстановить на Украине польское господство. Когда по подозрению в предательстве сместили очередного гетмана, казаки Прилукского полка даже сожгли на костре своего полковника — как пособника. О таких временах и людях Гоголь, уроженец Полтавщины, написал своего «Тараса Бульбу». Во время войны России со Швецией, рассчитывая на помощь гетмана Мазепы, шведский король Карл XII в 1708 году ворвался на Левобережную Украину. Большинство казаков Прилукского полка выступило против незваных гостей и «переметнувшегося» гетмана. Со времён Богдана Хмельницкого XVII в. более-менее состоятельные и способные нести военную службу жители Левобережной Украины освобождались от повинностей и становились казаками; беднейшие «осаживались» в низший слой населения, так называемое посполитое крестьянство. В отличие от казаков, посполитые не несли постоянную военную службу, однако могли мо- билизовываться в «земские хоругви» (местную самооборону) во время всеобщей мобилизации — посполитого рушения. Их ещё называли «посполитыми казаками».Малороссийский крестьянин был лично свободен и владел землёй. Но разбогатевшая казачья старшина стала неуклонно стеснять его право распоряжаться своим наделом, скупала казацкие и крестьянские земли, под разными предлогами вычеркивала казаков из реестров, переводя их в своё подданство. Нередкими были случаи, когда обедневшие казаки попадали в положение посполитых, не имея возможности выполнять казацкую службу. Казацкая старшина заставляла крестьян отбывать различные повинности: отработки, почтовую службу, выполнение работ в своих хозяйствах... В основном повинности сводились к денежной и продуктовой дани, главным образом, хлебом. По той же логике закрепощении действовала и центральная российская власть после отмены Гетманщины. В конце XVIII века посполитые стали крепостными крестьянами. | Всего записей: 20 | Зарегистр. 12-01-2022 | Отправлено: 15:01 10-02-2024 | Исправлено: AV1954, 15:45 10-02-2024 |
|