Varenik
Advanced Member | Редактировать | Профиль | Сообщение | ICQ | Цитировать | Сообщить модератору
Цитата: "первый будет последним в Царствие, а последний будет первым". | ну я в середине, так что мне пофиг Цитата: Вы просто, как и я, верите в атеизм. Но вера остается. | Давайте вспомним, что такое вера вообще. Согласно С. Лему, вера есть способность действовать на основании неполной и/или неточной информации так, словно та полна и точна. Иными словами, вера есть способ восполнения нехватки информации. Значит, вера может быть только тогда, когда есть неполная/неточная информация, требующая восполнения. Но тогда отсутствие гипотезы – это не то, что требует веры. Если в результате анализа данных мы нашли их недостаточными и не стали высказывать никакой гипотезы, то самой сердцевины веры, восполнения информации – нет. Веры требует положительный тезис – "я думаю, что бог есть", и веры требует отрицательный тезис – "я думаю, что бога нет". Нейтральное утверждение – "я не думаю, что бог есть" – не требует веры. На то, чтобы НЕ думать что-то, вера не нужна. А ведь слова "не верить в бога" как раз и означают "не думать, что бог есть". атеизм может совершенно не полагаться на веру. Для этого атеисту достаточно быть так называемым "слабым" атеистом, то есть говорить не "я считаю, что бога нет", а "я не считаю, что бог есть". Если вам всё ещё кажется, что это одно и то же, позвольте пару вопросов. 1. Верно ли, что неандертальцы считали, что электронов не существует? 2. Верно ли, что неандертальцы НЕ считали, что электроны существуют? Отсутствие веры – совсем не то же самое, что вера в отсутствие. Речь может идти только "сильном" атеизме, представители которого считают, что бога нет. Именно против них используется "Основанность на пустоте". "Атеист … не сможет привести никаких позитивных доводов в обоснование своей позиции. … Атеист верит без всяких свидетельств, более того, верит в утверждение, в пользу которого в принципе, в силу самой его природы, нельзя привести никаких свидетельств". Отмечу, что сейчас мы анализируем позицию не "слабого" атеиста, который не верит в бога, а атеиста "сильного", считающего, что бога нет. Для того, чтобы не верить в бога, не нужны никакие аргументы, в то время как для высказывания гипотезы о том, что бога нет, они необходимы. В этой связи хочется спросить, кто должен приводить "позитивные доводы"? На ком лежит "бремя доказывания" – на том, кто утверждает, или на том, кто отрицает? Юриспруденцией вопрос решён уже давно: известное положение Римского права гласит Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat. (Доказывать обязан тот, кто утверждает, а не тот, кто отрицает). И основания для такого решения нам даёт гносеология (наука о познании). Согласно ей, тезисы о небытии объектов, непротиворечивых логически, не могут быть доказаны в принципе, ибо невозможно рассмотреть все возможные факты и явления в бесконечной Вселенной. Доказываются только и исключительно утверждающие гипотезы – "в прудах живут русалки", "в лесах живут лешие", "бог существует". Отрицательные гипотезы (так называемые антитезы – "в прудах русалки не живут", "в лесах нет леших", "бога нет") могут быть только опровергнуты ("фальсифицированы"). И сделать это методологически легко: достаточно предъявить русалку, лешего или бога. Положительный тезис "бог существует" должен быть доказан (а не наоборот). Отсутствие или неубедительность доказательства являются тем самым доводом в пользу атеизма. Ведь если доказательств нет, это означает, что у тезиса нет достаточного основания и мы не имеем права считать его истинным. (Узнали? Это один из краеугольных принципов естествознания, знаменитая "бритва Оккама", в несколько нетрадиционной формулировке). На таком умозаключении и таких знаниях уже может базироваться вера в то, что бога нет. Одним и тем же словом "вера" называются совершенно разные вещи. Ведь верой в смысле Лема пронизано всё. Открывая утром кран, мы вовсе не убеждаемся заранее, что вода в трубе есть – мы верим в это. Выходя на улицу, мы не проверяем наличие воздуха – мы верим в это. Эйнштейн, высказывая постулат о постоянстве скорости света, искренне верил в него. Но вера бывает разная! Одинаковое название не означает одной и той же сущности: морская капуста не имеет отношения к капусте! Недаром атеисты предпочитают веру в бога называть "религиозной" или "метафизической": они не хотят путать веру в то, что скорость света в вакууме постоянна, с верой в то, что есть бог. Атеист имеет право заявить, что высказывает гипотезу небытия бога. У теиста такого права нет: бытие бога не может быть научной гипотезой. Оно не удовлетворяет критерию Поппера: "научной гипотезой может быть лишь фальсифицируемое утверждение, то есть утверждение, для которого существует методологическая возможность опровержения". А религиозная вера нерушима и окончательна. Аргументов, опровергающих её, нет и быть не может. Её невозможно утратить: у всех разуверившихся она была "плохой", "малой" и так далее. Атеизм критерию Поппера удовлетворяет. Иными словами, вера атеизма устроена так же, как вера естествознания, и принципиально отличается от веры религиозной. Во фразе "вы верите, что бога нет, точно так же как мы верим, что он есть" верно написанное прямым шрифтом, но неверно выделенное курсивом. Далее, вера атеизма вторична по отношению к разуму, зависима от него, на нём основана и может быть им отвергнута. И эта вера ни в коей мере не является "верой в ничто". Восполнение информации можно определить так: "Вся Вселенная в одном отношении полностью аналогична своей части, известной нам: она полностью естественна. Введение сверхъестественных явлений для описания Вселенной не понадобится никогда". Иными словами, мы верим, что мир в одном отношении всюду одинаков. Эта вера фальсифицируема и потому может являться научной гипотезой (именно на этом основании определённый вид атеизма может именоваться научным). В принципе, типичный путь развития думающего атеиста именно таков: сначала отказ от введения в своё мировоззрение гипотезы бога ("не верит в бога"), затем рассмотрение отсутствия бога как научную гипотезу ("верит, что бога нет"). Подведём итог. Аргументом для атеиста является отсутствие положительных аргументов у теистов – точно так же, как отсутствие воды на асфальте является аргументом против утверждения "идёт дождь".
---------- Если нравится, считайте, что получилось… |
|