1. 21 июля в пятницу Совет Директоров ЦБ повысит ставку. В этом сомнений нет ни у публичных экспертов-экономистов, ни у банкиров-практиков.Разночтения лишь по итоговой величине - 8,5% или выше. Критические аргументы «против» руководство регулятора, судя по опыту, проигнорирует, не выдвинув контртезисов. К тому же, с января 2023 Банк России постепенно в инфопространстве наращивал обоснования необходимости повысить ключевую ставку — сокращение и удорожание потребительского импорта, а также рост платежеспособного спроса по причине опережающего льготного кредитования правительством из своих резервов «отраслей, связанных с государственным управлением». 2. Эти абстрактные умозаключения, не подтвержденные объективной статистикой, были подкреплены практическими действиями. Серия мер по либерализации валютного регулирования (совместно с Минфином), в результате которой за рубеж было выведено около 60 млрд дол ( в том числе 1,7 трлн руб в долларовом эквиваленте) с начала года обрушила валютный курс рубля. При доле импорта на потребительском рынке около 35% и 21,5% (данные института Гайдара) в структуре валовых ресурсов каждый рубль падения курса генерирует примерно 0,2% отложенной инфляции с временным лагом 3-4 месяца. Иными словами, ЦБ сам создал предпосылки для роста инфляции,имея в виду обосновать необходимость повысить стоимость кредитования. 3. Тем не менее, текущий уровень инфляции в 3,5% годовых (по данным самого ЦБ) не дотягивает до таргетируемого регулятором уровня в 4%. И не дает оснований, чтобы повышать ключевую ставку, раскручивая инфляционную спираль, как это случалось неоднократно, начиная с декабря 2014. Ее увеличение на 1-1,5% усилит перекос экономики в сторону финансово-посреднического сектора, чья прибыль одномоментно и без усилий за счет роста стоимости кредитов вырастет на 8-10% вследствие кумулятивного эффекта, когда на первичную ставку рефинансирования накручиваются посреднические проценты. Соответственно удорожает все. Но в первую очередь стратегические нацпроекты — в общей сложности минимум на три триллиона или на четыреста миллиардов рублей в год, что необходимо будет компенсировать, наращивая прямые и косвенные налоги на население, а также секвестируя финансирование важнейших базовых расходов государства на экономику. 4. Однако возможные претензии к ЦБ и его руководству не могут быть приняты во внимание. Причина — национальный регулятор в силу свой юридической зависимости от МВФ не может отказаться от повышения ключевой ставки. В начале июля Фонд выступил с заявлением, в котором констатировал, что «увеличение денежной массы в мире стало сильно влиять на инфляцию, в связи с чем центробанки должны ужесточить контроль за эмиссией». Это заявление — фактически прямое указание российскому регулятору на повышение ключевой ставки в соответствии с Соглашением между МВФ и ЦБ, глава IV: «Фонд осуществляет контроль над международной валютной системой для обеспечения ее эффективного функционирования, а также контролирует выполнение каждым государством-членом своих обязательств по разделу 1 настоящей Статьи. (b) В целях выполнения своих функций, изложенных в подразделе (а) данного раздела, Фонд ведет строгий надзор за курсовой политикой государств-членов и устанавливает конкретные принципы, которыми руководствуются все государства-члены в отношении указанной политики». Таким образом вне зависимости от мнения и действий исполнительной и законодательной властей состояние и динамика ДКП предопределена в соответствии с принципами МВФ и объективно обслуживает экономики недружественных стран, чьи представители определяют стратегию и тактику Фонда. |