madsgod
BANNED | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору Церковь и нацисты Крысиная тропа Лукас Мир (Lukas Mihr) Сотрудничество церкви с нацистами не прекратилось и после 1945 года. Некоторые представители духовенства даже после войны отказывались воспринимать постигшую Европу катастрофу и всё ещё видели в национал-социалистах спасителей от большевизма. Одним из них был австрийский епископ Алоиз Худал (Alois Hudal), ставший в 1923 году ректором немецкой семинарии «Collegio Teutonico di Santa Maria dellAnima» в Риме. В этой должности он был высшим духовным лицом для немцев, живущих в Италии. Как и многочисленные церковные сановники того времени, Худал был очарован восходом национал-социализма. Как истинный немец, епископ приветствовал приход Гитлера к власти. В своей речи 1 мая 1933 года перед собравшимися в семинарии гостями, среди которых были представители духовенства и НСДАП, он произнёс: В этот судьбоносный час живущие за границей немцы-католики приветствуют восходящий германский Рейх, который будет построен на верности Христу и народу. […] Оживает блестящее прошлое германского народа. Чем больше исчезнет из общественной жизни безродных элементов, опозоривших в дни переворота честь немецкого солдата, а вместе с ней очернивших и всё великое и святое в германской истории, тем сильнее воспрянет великая народная мысль, благородное сознание единства всех немцев в языке и культуре. […] Так будем же бороться с фальшивым пацифизмом, который стремится навеки оставить наши руки в цепях, выкованных недостойными мирными договорами, и вернём немецкой молодёжи способность к защите с оружием в руках как высшую ценность мужской юности. [1] В первые годы диктатуры, отпугнувшие его коллег-епископов, Худал остался идейно верен национал-социализму. В то время, как большинство в Католической церкви отвергало националистические элементы и боролось с национал-социалистическим мировоззрением, ректор немецкой семинарии не отступил от своей идеи навести мост между НСДАП и христианством. Свои мысли Худал изложил в труде, который отослал Гитлеру, снабдив рукописным посвящением Оборонителю германского величия (Siegfried der deutschen Größe). Худал писал в частности: Никто в католическом лагере не отрицает того положительного, великого и непреходящего, что заложено в этом движении, которое затрагивает новые проблемы и ставит вопросы, которыми должно заняться христианство, чтобы найти современный синтез немецкой национальной самобытности и веры. Немецкие католики с воодушевлением примут новую Германию, если при её становлении будет отринут не только политический, но и культурный либерализм. […] Никому не превзойти германских католиков в их верности народу и Рейху, они принимают национал-социалистическую революцию, потому что свершился суд над эпохой индивидуалистического разобщения и распада, свершился возврат к извечному порядку творения, к родственной связи и общей судьбе немцев, к народному укладу. Они видят в этом движении строгое объединение и упорядочивание государствообразующих сил и ответственность вождя, в которой нет места либерально-демократической фикции о самоуправлении народа. После окончания Второй мировой войны Худал принял значительное участие в создании разветвлённой сети, позволившей переправиться в Южную Америку многим нацистам. Путь, получивший известность как «крысиная тропа», вёл из Австрии через Альпы в Южный Тироль, Рим, а оттуда в Геную, где стояли готовые к отправке корабли. По дороге нацисты находили прибежище в австрийских и итальянских монастырях. Отсюда пошло другое название «крысиной тропы» – «монастырская дорога». Всё это было бы невозможно, не получи Худал от Ватикана широкие полномочия. В 1944 году Папская комиссия помощи (Pontificia Commissione di Assistenza - PCA) была разделена на несколько национальных подотделов. Австрийский епископ стал руководить собственной секцией, Assistenza Austraica, а после войны стал особым уполномоченным Ватикана по немецкоязычным интернированным в итальянских лагерях. Последнее назначение вызвало недовольство американских оккупационных функционеров из-за политических настроений австрийца. Худал использовал огромный престиж, который имела католическая церковь в Италии, для обеспечения переправы в Южную Америку. Все необходимые документы он доставал через австрийского епископа при Красном Кресте, давая фальшивые справки о личностях своих подопечных. Поддержку Худалу оказывали заместитель ректора семинарии капеллан Карл Хайнеман (Carl Heinemann) и паллотинский священник Антон Вебер (Anton Weber). У последнего уже был некоторый опыт: в период диктатуры Третьего рейха он, состоя в Союзе святого Рафаэля, организовал отъезд нескольких сот евреев (однако только лишь тех, кто исповедовал католическую веру). Помогал в организации «крысиной тропы» и Архиепископ Генуи Джузеппе Сири (Guiseppe Siri), возведённый в 1953 году в ранг кардинала. Список спасённых Худалом длинен. Самыми известными из них были: Адольф Эйхман, руководитель отдела по делам евреев, главный ответственный за депортацию 4 миллионов евреев со всей Европы в лагеря смерти, Йозеф Менгеле, врач концлагеря «Освенцим», проводивший садистские эксперименты на людях, Вальтер Рауфф, главный конструктор газовых автомобилей «душегубок», в которых нашли смерть более 200 000 человек, Клаус Барби, начальник СС и Гестапо в Лионе, отдавал приказы о депортации евреев и собственноручно пытал членов Сопротивления, Франц Штангль, а также его заместитель Густав Вагнер, начальники Собибора и Треблики, самых крупных лагерей смерти после Освенцима, Эдуард Рошман, начальник концлагеря Рига, Эрих Прибке, офицер СС, ответственный за массовое убийство в ардеатинских пещерах, Ганс-Ульрих Рудель, отмеченный многими наградами солдат Вермахта, продолжавший боевые вылеты, несмотря на ампутацию ноги. Всего около 300 нацистов смогли избежать уголовного преследования, сбежав в Южную Америку. Некоторые из них позже благодарили своих помощников из церкви. Ханс-Ульрих Рудель писал в своих мемуарах: Можно относиться к Католицизму как угодно. Но сколько за последние годы было спасено, зачастую от неминуемой гибели, ценнейшего человеческого материала нашего народа благодаря церкви, и прежде всего её отдельным выдающимся личностям, не должно быть несправедливо забыто! [2] Эйхман, заявивший о своей принадлежности к христианской вере в Иерусалиме, писал о своих спасителях: Вспоминая с глубокой благодарностью помощь католических священников при моём побеге из Европы, я решил вознаградить католическую веру, став почётным членом <церкви>. [3] Адольф Эйхман смог спокойно прожить годы под чужим именем, пока на его след не вышла разведка «Моссад». После многолетних поисков израильские агенты вычислили его недалеко от Буэнос-Айреса. Они задержали организатора «окончательного решения» 11 мая 1960 года и вывезли в Израиль, где в Иерусалиме был устроен судебный процесс. 31 мая 1962 года Эйхман закончил жизнь на виселице. Незадолго до сочельника, 23 декабря 1960 года, кардинал Антонио Каджиано (Antonio Caggiano) писал о событиях в одной из газет: Он пришёл в нашу страну искать прощения и забвения. Имя его не играет роли - Рикардо Клемент (Ricardo Clement – подставное имя Эйхмана) или Адольф Эйхман – наша христианская обязанность простить ему все деяния. Совершенно независимо «крысиную тропу» помельче создали аргентинские епископы Антонио Каджиано (Antonio Caggiano) и Агустин Барерэ (Agustín Barrére). Оба они посетили в начале 1946 года Пия XII в Риме. Во время пребывания в Ватикане они встречались и с французским кардиналом Тиссераном. Последний был озабочен экспансией Сталина и сразу после войны сказал одному американскому агенту, что оценивает вероятность нападения России на Европу ещё в этом году в 50%. В разговоре аргентинцы заявили французу, что правительство Аргентинской Республики выражает готовность принять лиц французской национальности, чья политическая деятельность во время прошедшей войны может вызвать по отношению к ним репрессии или акты личной мести в случае возвращения во Францию. Три церковных сановника полагали, что такие лица могли бы противостоять коммунизму. Весной 1946 года Каджиано направил в аргентинское посольство в Рим ряд рекомендаций на выдачу виз. Бельгйцу Пьеру Дайе (Pierre Daye), руководителю фашистской фракции рексистов, для получения визы на переезд из Испании в Аргентину требовался поручитель. В своём прошении он писал: Я хотел бы сослаться на монсеньора Агустина Барерэ, епископа Тукумана, который любезно ознакомился с моим делом и лично доложил его превосходительству президенту Перону, а также на аббата Лару Диаза (Lara Diaz) при тукуманском епископском дворце. Наряду с Худалом важную роль в организации «крысиной тропы» играл францисканский священник фашист-усташ Крунослав Драганович (Krunoslav Draganović). Хорват по национальности он был секретарём папского института при хорватском монастыре Сан Джироламо в Риме (San Girolamo degli Illirici). Как и Худал, он работал на свой национальный отдел папской комиссии помощи и стал по назначению Ватикана куратором хорватских пленных в лагерях союзников. Оба клирика ещё до конца войны наладили необходимые контакты с Красным Крестом. Но особую заботу Драганович проявлял о фашистах-усташах, которые с помощью Гитлера создали в Хорватии государство-сателлит. По руководством Анте Павелича (Ante Pavelić) с особой жестокостью были уничтожены до 800 000 человек: сербов, евреев, цыган синти и рома. Сам Павелич несколько лет скрывался в монастыре Сан Джироламо, перед тем, как эмигрировать в Аргентину, где основал хорватское правительство в изгнании. По данным американских секретных служб, усташи находили приют не только в хорватском монастыре в Риме, но и в экстерриториальных учреждениях Ватикана. Так, Анте Павелич предположительно встречался с Джованни Баттиста Монтини (Giovanni Battista Montini) в Кастель Гандольфо (летней резиденции папы). Агент американской контрразведки CIC Роберт Клейтон Мадд (Robert Clayton Mudd) внедрил в монастырь Сан Джироламо шпиона-хорвата, который должен был добыть информацию о нахождении усташей. Находясь там, он встретил нескольких хорватских военных преступников, совершенно спокойно живших в монастыре. Шпион подтвердил, что усташи свободно курсируют между монастырём и Ватиканом. Ему даже удалось стать свидетелем телефонного разговора между одним представителем духовенства и бывшим министром экономики НГХ (Независимое Государство Хорватия, 1941-1946) Ловро Сусичем (Lovro Susić), который в это время находился в Ватикане. Ещё четверо членов кабинета Павелича, начальник хорватской полиции и другие высокопоставленные военные нашли убежище в Сан Джироламо или Ватикане. Не считая умеренных представителей под руководством министров Анте Вокича и Младена Лорковича, которые планировали государственный переворот и выход из войны, можно утверждать, что фашистскому правительству Хорватии удалось бежать благодаря церкви почти в полном составе. В отчёте Мадда о шпионской деятельности, говорится следующее: Поддержка Драгановичем хорватских коллаборационистов совпадает с намерением Ватикана защищать бывших националистов-усташей до получения документов на выезд в Южную Америку. […] Ватикан, который, без всякого сомнения, рассчитывает на антикоммунистические взгляды этих лиц, прилагает все усилия к их переправке в Южную Америку и противодействию таким образом распространению красной доктрины. [4] Аарон (Aaron) и Лофтус (Loftus) собрали в своей книге и другие улики. Они приводят фотографию, на которой запечатлён Монтини при посещении Сан Джироламо в то самое время, когда, согласно отчёту Мадда, там находились хорватские фашисты. Кроме того, были собраны свидетельские показания нескольких священников о том, что указание на организацию «крысиной тропы» поступило от самого папы. Самые явные улики ответственности Ватикана находятся в дипломатической переписке государственного секретариата с британским правительством. Летом 1945 года в Римини были задержаны 8000 военнослужащих украинской дивизии СС «Галиция». Они вели боевые действия наравне с Вермахтом, а также участвовали в массовых расстрелах. После войны им грозила репатриация – эвфеместическое описание конца, который ожидал их в сталинском ГУЛАГе после возвращения на родину. Иван Буко (Ivan Bucko), епископ папской курии в Риме, предпринял всё возможное, чтобы спасти солдат, которые для него представляли цвет украинской нации, от наказания. Дивизия набиралась на западной униатско-католической Украине, формирование приветствовалось церковью. В рядах дивизии были и отдельные представители духовенства. Буко убедил папу помочь служившим в дивизии СС, в результате чего они были отпущены на свободу и получили право на проживание в качестве колонистов британской Империи, в том числе в Канаде и Австралии. Проверка на причастность к военным преступлениям проводилась в исключительно редких случаях. [5] Помощь преследуемым хорватам поступала не только от отдельных клириков, но и с самого верха. В нескольких заявлениях государственный секретариат выразил британскому правительству неудовлетворённость политикой относительно военных преступников. Сразу после войны десятки тысяч хорватов оказались в союзнических лагерях для пленных, им грозила выдача в коммунистическую Югославию, что означало бы смерть на виселице. В августе 1945 года государственный секретариат подал своё первое заявление лондонскому правительству. Речь шла о 600 усташах в неаполитанском лагере. Среди них были и многочисленные военные преступники. В заявлении Ватикан потребовал не только не выдавать их правительству маршала Тито, но и не считать их военнопленными. Если первое спасало жизнь, то второе означало освобождение от ответственности военных преступников. Следующее заступничество последовало 26 марта 1946 года. Оно имело удвоенный вес, поскольку, во-первых, было направлено не только в Лондон, но и в Вашингтон, во-вторых, впервые было сделано от имени папы. В заявлении, составленном, как указано, по просьбе хорватского братства святого Джироламо в Риме (то есть помогавших усташам бежать), выражались опасения относительно группы военнопленных в Таранто, которым грозила выдача или репатриация. Поскольку в тот момент британское правительство соглашалось на выдачу Югославии только лишь военных преступников, становится ясно, кто именно пользовался вниманием самого папы. В последний раз Ватикан заступился за усташей 26 апреля 1947 года. Список, переданный британскому правительству, содержал имена 15 человек, бывших высокопоставленными представителями НГХ, таких, как генерал Анте Москов (Ante Moskov), начальник личной охраны Павелича, распоряжавшийся богатствами убитых сербов, Дузан Занко (Dusan Zanko), посол Хорватии в вишистской Франции, и Владимир Крен (Vladimir Kren). Крен передал немцам сведения, которыми располагал как офицер югославских ВВС, в результате чего стали возможными бомбардировки скрытых аэродромов при вторжении на Балканы. За заслуги Павелич назначил его командующим ВВС Хорватии. В заявлении государственного секретариата утверждалось, что задержанные всегда с честью защищали принципы гуманизма. Это последнее вмешательство может служить доказательством тесных контактов Ватикана с людьми, помогавшими усташам бежать. Арест Москова британцы держали в тайне, о нём могли знать только усташи. Уки Гони (Uki Goñi) считает, что заступничество Ватикана увенчалось успехом: из 1800 заявлений о выдаче, поданных югославским правительством, было удовлетворено только 50. Еще одно вмешательство состоялось в январе 1947 года. Пронемецкого дипломата серба Мирослава Спалайковича (Miroslav Spalajković) ожидала высылка в Югославию. Текст заявления содержал такие слова: Просим ответственные органы союзников оказать необходимое влияние, чтобы препятствовать репатриации в Югославию, где его, без сомнения, ожидает суровое наказание. После этого Спалайкович провёл остаток жизни в Париже, где и умер в 1951 году. К этим дипломатическим усилиям добавилось ещё одно выступление церкви в пользу пленных. 23 апреля 1947 года Бернард Гриффин (Bernard Griffin) и Джефри Фишер (Geoffrey Fisher), архиепископы Вестминстера и Кентербери, главы английской церкви, встретились с британским премьер-министром Клементом Эттли (Clement Attlee). Они попросили перевести 25 000 югославских военнопленных, находившихся в итальянских лагерях, в британскую оккупационную зону в Германии. Летом 1947 года лагеря должны были перейти под юрисдикцию Италии, которая бы выполнила требования Тито о выдаче. К просьбе своих английских коллег позже присоединился и архиепископ Нью-Йорка кардинал Френсис Спелмен (Francis Spellman). Папа должен был узнать о деятельности Драгановича в пользу фашистов самое позднее в январе 1947 года после обращения британского посла при Святом Перстоле сэра Френсиса Осборна (Francis Osborn). Пять югославских коллаборационистов нашли убежище в Папском институте Востока (Pontifico Istituto Orientale) - экстерриториальном учреждении. Британский посол передал Доменико Тардини (Domenico Tardini) секретную записку, в которой подчеркнул, что нет никаких сомнений в виновности пятерых военных преступников. Для большей убедительности он указал, что было бы неблагоразумным давать дополнительные основания для обвинений в том, что Ватикан покрывает бывших агентов и слуг Гитлера и Муссолини. Тардини возразил на это, что церковные учреждения по указанию папы и так уже больше не принимают беглецов без высочайшего разрешения. Облава британцев на институт Востока, для которой требовалось разрешение папы, так и не состоялась. После разговора Осборн сообщил в Лондон, что ни секунды не верил в то, что папа выдаст своих «гостей». Данные о том, как в центре католической церкви относились к «крысиной тропе», содержит и отчет американского военного атташе в Риме Винсента Ла Висты (Vincent La Vista). 15 мая 1947 года он писал, что Ватикан является самой крупной организацией, замешанной в нелегальном передвижении иммигрантов. Помощь оказывается всем, вне зависимости от политических убеждений, если они антикоммунисты или поддерживают католическую церковь: Оправданием соучастия в этих нелегальных перемещениях является для Ватикана всего-навсего провозглашение веры. Ватикан желает защищать любого, независимо от национальности и политических взглядов, кто докажет, что он католик. С практической точки зрения это опасная политика. Ватикан оправдывает себя ещё и стремлением внедрить не только в европейские, но и в латиноамериканские страны лиц любой политической масти, если они только антикоммунисты и верны католической церкви. Ла Виста обнаружил особую озабоченность Святого Престола растущей подрывной деятельностью коммунистов в Южной Америке. Для создания противовеса Святой Престол поддерживает прошения о предоставлении убежища лицам с фашистским прошлым. [6] Очевидно, что Ватикан преследовал собственные интересы, спасая нацистов. И в самом деле, в Южной Америке эти «эксперты» начали борьбу с коммунизмом. Немецкое ноу-хау пользовалось спросом в южноамериканских военных диктатурах. Клаус Барби и Вальтер Рауфф работали военными советниками в Боливии и Чили. Ханс-Ульрих Рудель делился познаниями с Пероном: в послевоенные годы он принимал участие в разработках самолётов. Как показывает, в частности, отчёт Ла Висты, американцы рано обратили внимание на «крысиную тропу». Хотя подробности были известны корпусу контрразведки CIC (организация – предшественник ЦРУ), действиям Худала препятствий не чинилось. Напротив, функционирующая «крысиная тропа» была в интересах американцев как средство вербовки шпионов. Некоторые нацисты обладали особым опытом в ведении допросов, шпионаже, данными о СССР – всё это давало преимущество в Холодной войне. Например, Клаус Барби был переправлен по «крысиной тропе» в Южную Америку при поддержке американских спецслужб. По случаю нового 1948 года Худал обратился к своим подопечным в одной из статей: Моим дорогим соотечественникам в Аргентине! Многих из вас я знаю лично. Некоторым, и таких, кажется, немало, я смог помочь в тяжёлые дни в Риме. […] Не верьте безоглядно судебным делам Нюрнберга, Ландсберга и комиссиям по денацификации. […] Пройдёт немного времени, и начнётся великий пересмотр немецкой истории последних 30 лет, который вернёт нашему народу право и справедливость. […] Исповедуйте повсюду гордо и бесстрашно ваше христианское мировоззрение. Многие из вас стали в Риме и других местах свидетелями жертвенной помощи церкви беженцам, в том числе и политическим, без оглядки на вероисповедание и расу. Многие сами в своей жизни испытали эту живительную поддержку. [7] Когда деятельность Худала в пользу беглых нацистов получила огласку, папа решил, что пора что-нибудь предпринять. Однако двигала им в большей степени забота о репутации церкви – в отношении немецких епископов, единодушно выступавших против денацификации, дисциплинарных взысканий не последовало. Напрямую Пий XII не мог добиться отставки епископа. Поскольку в назначении ректора семинарии принимал участие австрийский епископат, ему и пришлось вынуждать Худала к отставке. Пий XII потребовал сформулировать причины отставки от австрийских епископов. Последние обратились в 1951 году к Худалу, который оставил свой пост в том же году. Австрийские епископы были, однако, не согласны с этим шагом, что становится ясно из их переписки. Епископ Зальцбурга Рорахер (Rohracher) уверял Худала в начале 1952 года, что поставил подпись с отвращением. Летом 1953 года к нему присоединился и епископ Граца: Для всех нас, епископов, дело это было очень неприятным, и мы бы нашли способ уладить всё без огласки. Мы были расстроены, и для Святого Престола это тоже было неприятностью. Ваш случай – одна из катастроф, постигших Австрию. [8] Сам Худал запечатлел помощь беглецам в своих мемуарах: Весь этот опыт подтолкнул меня после 1945 года посвятить всю благотворительную работу в первую очередь бывшим национал-социалистам и фашистам, особенно так называемым «военным преступникам», преследуемым коммунистами и «христианскими» демократами методами, зачастую мало отличающимися от методов некоторых их бывших врагов. Обвиняемые большей частью не несут личной ответственности, поскольку были лишь органом, исполняющим приказы вышестоящих инстанций, жертвами неправильно развивающейся системы. Самоотверженно и мужественно оказывать помощь, спасать без всякой для себя выгоды было в то время естественным требованием истинного христианства, которое не ведает талмудической ненависти, а знает лишь любовь, доброту и прощение; христианства, которое даёт право приговора не политическим партиям, а вечному судье, одному могущему испытать сердца, побуждения и намерения. […] Я благодарю Бога за то, что он открыл мне глаза и одарил незаслуженной возможностью, познав и утешив жертв послевоенного времени в темницах и лагерях, избавить многих с помощью поддельных документов от мучений, отправив в более благополучные страны. [9] Goñi, Uki, Odessa: Die wahre Geschichte – Fluchthilfe für NS-Kriegsverbrecher, Berlin/Hamburg 2006 Ernst Klee, Persilscheine und falsche Pässe: wie die Kirchen den Nazis halfen., Frankfurt am Main Fischer-Taschenbuch-Verlag, 1991 Mark Aarons und John Loftus Unholy Trinity: How the Vaticans Nazi Networks Betrayed Western Intelligence to the Soviets, New York: St. Martins Press, 1992 [1] Prof. Anton Szanya, Alois C. Hudal, www.freidenker.at/archiv/hudal.pdf [2] Hans-Ulrich Rudel, Zwischen Deutschland und Argentinien, Buenos Aires, Стр. 44 [3] Британский журнал The People 14.5.1961 [4] Американские документы о Крунославе Драгановиче на jasenovac-info.com [5] Christopher Simpson, Der amerikanische Bumerang - NS-Kriegsverbrecher im Sold der USA, Wien 1988 S.206ff. [6] La Vista Report 15.05.1947 [7] Ежемесячный журнал Der Weg. Издавался в Южной Америке, пользовался популярностью в немецких правых кругах. [8] Prof. Anton Szanya, Alois C. Hudal [9] Römische Tagebücher. Lebensberichte eines alten Bischofs, Graz u.a. 1976 Сегодня в глазах Ватикана Павелич – это воинствующий католик, человек, который ошибался, но в тоже время боролся за Католицизм. По этой причине разыскиваемый находится под защитой Ватикана. […] Контакты Павелича с Ватиканом известны; Ватикан видит в нём воинственного католика, который вчера боролся с православной церковью, а сегодня с коммунистическим атеизмом. […] Поэтому Павелич пользуется защитой Ватикана. Последний придерживается в отношении «Дела Павелича» мнения, что хорватское государство перестало существовать, а от режима Тито нельзя ожидать честного судебного процесса, почему Павелич и не должен быть выдан Югославии. […] Выдача Павелича ослабит силы, ведущие борьбу с атеизмом, и тем самым пойдет на пользу коммунизму. […] Нельзя забывать прошлые преступления Павелича, но Ватикан настаивает, что он может быть осуждён только хорватами, представляющими христианское и демократическое правительство. Хотя Павелич предположительно и несет ответственность за гибель 150 000 людей, Тито в свою очередь является агентом Сталина и виновен в гибели за последние 25 лет десятков миллионов людей на Украине, в Белоруссии, Польше, в странах Балтии и на Балканах. Досье американского корпуса контрразведки CIC на Павелича, 29 августа 1947 года. |