До сих пор остается спорным вопрос о том, какая религия и в каком объеме воздействовала на юное воображение Мохаммеда. Не вызывает сомнения лишь тот факт, что он хорошо был знаком и с основами иудаизма и с основами христианства. Со своим караваном он совершал путешествия по странам "Плодородного полумесяца" — Палестине, Египту, Сирии и Вавилонии. Ему приходилось встречаться со многими образованными евреями. Постепенно он заинтересовался и увлекся их религией. Как и прочие арабы, Мохаммед считал себя потомком Ишмаэля — сына праотца Авраама. Мохаммеда интересовали религиозные вопросы; он начал развивать свои собственные идеи и со временем стал считать себя великим пророком, подобным Моше. Он глубоко уверовал в Единого Б-га, которого называл Аллахом. В иврите этому слову соответствуют "Элоах", "Элохим". Мохаммед был уверен, что его пророчества вдохновлены самим Б-гом. В юности Мохаммед был искренне предрасположен к евреям и иудаизму: он охотно соглашался, что его знание о Б-ге идет от них. Позднее, в Коране, он упоминает имя Моше более ста раз и подтверждает, что арабы произошли от патриарха Авраама через его сына Ишмаэля. В период становления новой религии Мохаммед даже молился в сторо-ну Иерушалаима, соблюдал пост в Йом Кипур, не употреблял в пищу свинину. Это было связано и с его желанием привлечь на свою сторону евреев. Первоначально Мохаммед не считал себя основателем новой религии, он претендовал лишь на восстановление древней религии Авраама (Ибрахима) и связывал свое учение со священными книгами евреев и христиан, о которых он имел неполное и подчас искаженное представление. Позже он объявил о рождении новой религии и посвятил делу ее распространения всю свою энергию и все душевные силы. Новую религию, названную "ислам" (буквально "примирение", "покорность воле Б-жьей"), Мохаммед строил на основе иудаизма. Его пророчества содержат осуждение идолопоклонства и жертвоприношений лжебогам и направлены на утверждение монотеизма. Он призывал своих последователей жить справедливо. Многие нравственные принципы формировались под влиянием того, что становилось ему известно в результате общения с евреями и христианами. Тем, кто станет исполнять заповеди ислама, он обещал вечное блаженство в загробной жизни. Основное положение о едином Б-ге, сотворившем мир и управляющем людскими судьбами, об Аллахе Милостивом и Справедливом, несомненно, воспринято Мохаммедом от евреев. Библейские персонажи играют важную роль в Коране. Себя Мохаммед рассматривал как продолжателя миссии живших до него великих пророков. К их числу он относил Адама, Ноя, Моисея, Давида, Соломона и Иисуса. Мохаммед же выступает как последний пророк. Представление о том, что теперь пророчества прекратились, также заимствовано из иудаизма. Первоначально он ставил Тору выше Корана, и лишь позднее пришел к выводу о равноценности обеих книг с намеками на превосходство Корана. Чтобы умалить значение Торы, но не опорочить ее при этом, он заявлял, что современный текст был фальсифицирован и не соответствует тому, который Моисей получил на горе Синай. Согласно мусульманской традиции, сначала Мохаммед проповедовал в Меккке, но там не добился больших успехов и смог обратить в свою веру лишь несколько десятков человек. Жителей города раздражали попытки Мохаммеда обратить их в ислам, они видели в нем лишь смутьяна-фанатика. Ортодоксальные евреи и местные знатоки Закона, чье одобрение и поддержка ему были особенно необходимы, проявили скептицизм и высокомерие. За этим последовали споры и взаимные нападки. В 622 году Мохаммеду пришлось бежать в соседний Ятриб — город, расположенный к северу от Мекки и населенный в значительной мере еврейскими или иудаизированными племенами. Теперь положение резко изменилось: арабские и еврейские племена Ятриба поменялись местами. Мохаммед решил пойти на соглашение с более сговорчивыми жителями. Это привело к договору 620-622 гг. между Мохаммедом и арабскими племенами. Договор помог Мохаммеду перебраться в Ятриб в 622 году. Город получил наименование "Мединат ан-наби", "город пророка" или сокращенно "Медина". Ему сопутствовал успех и число сторонников стало быстро возрастать. Однако богатые и влиятельные евреи Медины отказывались признавать в нем посланца Б-га. Как и христиане, евреи сочли, что все верное в учении Мохаммеда не ново, а все новое — не верно. Мохаммед не очень хорошо знал Библию. В суре (главе Корана) 28:38 фараон (из книги Шмот) просит Гамана (из книги Эстер) построить Вавилонскую башню (начало книги Брейшит). Вдобавок евреям (как и христианам) явно не импонировали советы Мухаммада бить непослушных жен (4:38). Список подобных "нелепиц" можно было бы продолжить. Мохаммеду так и не удалось обратить большинство евреев в ислам и уже через два года отношение к ним стало враждебным. Он изгнал из Медины еврейские племена. Все мужчины племени Бану-Курайза были убиты, женщины и дети проданы в рабство. Земли еврейских племен были захвачены последователями Мохаммеда. В 627 году он разгромил евреев Хайбара, после чего они, а также евреи из других мест Северного Хиджаза, были лишены права собственности на свою землю и превратились в ее арендаторов. Принято считать, что уже в правление халифа Омара, 634-644 гг., евреи были изгнаны из северной и центральной части Аравийского полуострова. Формальным основанием для этого послужил хадис, устная передача слов Мохаммеда от имени одного или нескольких его сподвижников, в котором Мохаммеду приписывалось заявление о недопустимости существования в Хиджазе двух религий. Однако, по свидетельствам арабских источников и Каирской генизы, множество евреев проживало в Хиджазе еще в X-XI веках. С XII века достоверные сведения о евреях в северной и центральной частях Аравийского полуострова отсутствуют. Очевидно, с этого времени запрет на проживание немусульман в Хиджазе, где расположены святые города ислама Мекка и Медина, проводился достаточно строго. Отношениями между Мохаммедом и евреями в разное время объясняются контрасты Корана; в одних местах евреи прославляются и тогда они именуются "сынами Израиля", а в других, более поздних, подвергаются резкому осуждению называются "иудеями". К сожалению, первые проповедники монотеизма в Аравии, были ли они евреями или христианами, распространяли среди своей паствы ту ненависть и подозрительность к конкуренту, которая уже успела сложиться у них самих в ходе вековой вражды, особенно в связи с христианской доктриной отвергнутого Израиля. Подобные же приемы все чаще использует и Мохаммед в своей борьбе с инакомыслием. Чтобы окончательно отдалиться от иудаизма, Мохаммед предписал обращаться во время молитвы не к Иерушалаиму, а к Мекке. Пост в Йом Кипур заменен на Рамадан и значительно удлинен. Также была отменена большая часть пищевых запретов, кроме запрета на употребление свинины, крови и падали. Отменен обязательный субботний отдых, считалось, что Б-г не нуждается в отдыхе после сотворения мира. Пятница стала днем молитв, но при этом не запрещалось работать. Тем не менее, желание отгородиться от иудаизма лишь ярче подчеркивает связь с ним ислама. Это подтверждается и основным сходством двух религий — неразрывное переплетение религии и закона. Подобно иудаизму после разрушения Второго Храма, Ислам не знает профессии священников. Единая система образования и единый язык, как язык культа, права, науки и всего арабского мира, очень напоминают еврейскую традицию. Мохаммед продолжал проповедовать и искать сторонников. Постепенно ислам распространился и укоренился по всей стране. Многочисленные племена, веками враждовавшие друг с другом, объединились, осознав себя единым народом ислама, сплоченным под предводительством Мохаммеда. |