Напиши: отныне блаженны мертвые (Библия. Отк. 14,13) О границах свободы совести или: где кончается метафизика и начинается политика. «Для того, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Все остальное сделает естественный ход вещей». (Адам Смит, 1776 год). Любое мировоззрение (как разновидность философии) включает в себя метафизику, логику, этику и политику. Сама метафизика не поддается проверке, она субъективна, как кулинарные вкусы, но ее можно проверить косвенно, поскольку на нее опирается логика (в смысле – практически применяемый метод рассуждений). Дефекты некой логики можно определить по дефективным решениям, которые из нее выводятся. Из логики, а косвенно – из метафизики, выводятся этика и политика (представления о целях личного поведения и социального регулирования). Качество мировоззрения проявляется в описании этически и политически желательного будущего для человека и общества. 1. Эсхатология – религиозная, политическая, коммерческая. Если мировоззрение предлагает действовать с целью построения комфортабельного общества, материально благополучного и динамично развивающегося (т.е. имеющего дальнейшую историческую перспективу) – это не обязательно значит, что мировоззрение адекватное – ведь предлагаемый путь к цели может опираться на неадекватную логику. Здесь для оценки требуется содержательный анализ, выходящий за рамки данной статьи. Совсем другое дело - если мировоззрение предполагает что у человечества вообще нет и не должно быть исторической перспективы (эсхатология). Тут содержательный анализ внутренней логики не требуется: весь смысл такого мировоззрения содержится в метафизическом постулате о предопределенности т.н. «конца света» в обозримом будущем. «Конец света» - это полное уничтожение цивилизации и подведение итогов по наперед заданным мистическим критериям, вне всякой связи с объективными достижениями материальной культуры. Из такого мировоззрения следует, что любые усилия, направленные на рост реального благосостояния и реальных возможностей будущих поколений – полностью бесполезны, а точнее – даже вредны. Они отвлекают человека и человечество в целом от единственной значимой цели: мистического «спасения» в потустороннем мире после «конца света». «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе… Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?… Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». (Библия. Евангелие от Матфея, гл. 6. Нагорная проповедь). Вкратце смысл сказанного: не вкладывайте свой труд и средства в свое благополучие и будущее благополучие потомков – это ненадежное вложение. Вкладывайте лучше в свое спасение, т.е. конкретно – в церковную кассу. Коммерческий результат этой рекламы: «Все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов». (Библия. Деяния апостолов, гл. 4) |