Что-то часто слышно в последнее время – совок, совок… А не хотите ли вы вернуться в совок? А не боитесь ли, что будет как в совке? Ну и т.д. Меня одно время очень раздражало это презрительное наименование. Пытался даже спорить с этими людьми, что-то доказывать и т.д. Но через некоторое время понял их. У Ильфа и Петрова есть замечательная фраза в «Золотом теленке»: «Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами. В большом мире изобретен дизель-мотор, написаны "Мертвые души", построена Днепровская гидростанция и совершен перелет вокруг света. В маленьком мире изобретен кричащий пузырь "уйди-уйди", написана песенка "Кирпичики" и построены брюки фасона "полпред". В большом мире людьми двигает стремление облагодетельствовать человечество. Маленький мир далек от таких высоких материй. У его обитателей стремление одно - как-нибудь прожить, не испытывая чувства голода». Эта цитата очень хорошо описывает разницу между двумя взглядами на мироустройство и в конечном итоге, разграничивает понятия «советское» и «совковое». Советские победы были грандиозны, в бытовой сфере, особенно в последние годы советской власти, напротив, что уж там говорить, существовали проблемы. У нас были, так сказать, две инженерные культуры – одни инженеры создавали лучшие в мире космические аппараты, совершенное оружие, другие делали какие-то кофеварки и соковыжималки, далекие по качеству от зарубежных аналогов. Причина недоработок была и в опущенном Западом железном занавесе, уничтожившем возможность конкуренции, и во многом другом – тут можно долго рассуждать, это отдельная тема, уже не раз поднимавшаяся. Для обывателя, мещанина, понятно, всегда существовала исключительно бытовая сфера - маленький мир, это тот маркер, которым он и сегодня отмечает весь тот период нашей истории. Забавно, что имея самое презрительное отношение к тому времени, к совку, он в то же время и является самым настоящим совком. Это подтверждает хотя бы та мера, с которой он подходит к прошлому. Это ведь он покупал пошлых слоников, ковры на стены, писающих мальчиков на туалетные двери, стоял в очередях за дефицитным Джеком Лондоном, чтобы потом поставить его на полку в цвет с «Дюмой» и ни разу не открыть, гонялся за сервизами, нужными порой исключительно для демонстрации их соседям и т.д. и т.п. Советский человек, напротив, стоял в КБ перед чертежом нового самолета, спорил, боролся, добивался, творил. Сегодня совок радуется тому, что появилось пять сортов колбасы, советский человек рвет волосы на голове: бюро закрылось, а в его помещении теперь магазины и офисы. Друг друга им никогда не понять, особенно в споре. Тут создается некий когнитивный диссонанс – совок ругает прошлое потому что там не было любимых им бытовых удобств, советский же человек обижается на ругань потому что ему кажется, что оскорблено то хорошее, чем он жил многие годы – победы и достижения страны. Бытовые моменты интересуют его во вторую очередь. Впрочем, и у него были машины и сервизы, но не потому, что он драл горло на собраниях и совал взятки. Удивительно, но и честно можно было заработать. Вообще, совок и сегодня никуда не испарился, его дело цветет и побеждает. Сейчас появилась новая версия этого биологического вида - совок 2.0. Усовершенствованная, но отнюдь не менее, а более смешная. Новый совок еще больше, чем его предок, ненавидит все советское. Ему уже совсем смешна жизнь прежних, отсталых совков прошлого века с их уже перечисленными слониками, коврами на стенах, плохими машинами и не очень качественными бытовыми приборами. Сам же он с Фордом Фокусом, взятым в кредит и с почти достроенной дачкой кажется себе неким образцом для подражания, идеальным представителем рода человеческого. Однако, на деле он не очень-то далеко ушел от своего предка. Коллега из одной немецкой газеты звонил мне на прошлой неделе. Он пишет материал о русских на курортах – популярная сегодня тема в зарубежных изданиях. – Расскажи, - говорит, - какую-нибудь историю о том как ваши там…» Эх, сколько бы я мог рассказать… Наблюдал я как-то, например, как двух девушек нехорошего поведения, соблазнившихся на закуски и т.д., выкинули с яхты, вдоволь набаловавшись с ними, веселые турки – и это видел весь пляж и все почти иностранцы смеялись, повторяя вслух – Наташа, Наташа. Видел также как другие пьяные русские 9-го мая заставляли (почти насильно) немцев петь вместе с ними «Союз нерушимый» и т.д. Все это я видел (да и я один разве?), но промолчал… Из практических соображений – попадет в газету, будут всех нас по совкам равнять. Собственно, итак уже… Если конкретно о туризме, то все меньше остается на Западе экскурсионных бюро, не предлагающих «туры без русских». Особенна смешна попугайская любовь совка ко всему западному, особенно американскому. Все эти наши наименования «продакшнз», «интернешнл» и проч. Песни русских певцов на отвратительном английском для русской аудитории, плохо понимающей их смысл – явление дико удивляющее порой иностранцев (кстати, лично наблюдал это удивление и как-то о нем рассказывал) – все это живой, настоящий совок. Для совка нет, кстати, высшего или низшего общества – он везде равномерен и одинаков. Прохоровы и прочая, устраивающие загулы с малолетними проститутками - все эта одна и та же печальная, но любопытная история, повторяющаяся что в Куршавеле, что в Бодруме с одинаковыми интонациями. Разумеется, пройдет время, совок, может быть, цивилизуется. Научится порядочно отдыхать, а не бить друг другу морды в самолетах. Приобретет некоторый вкус и переименует свой ларек, в котором торгует поддельными часами "Lois Vuitton International partnership limited", может быть даже назовет его по-русски. Одно не изменится - всегда он будет жить вещами, собственностью, своей драгоценной шкуркой и только ей. |