Spectare
BANNED | Редактировать | Профиль | Сообщение | Цитировать | Сообщить модератору kromanyonec Цитата: А обосновать попробуете? И какой бок у атеизма самый жирный? Добавлено: Цитата: Глава: 36. РЕЛИГИИ И ОБЩЕСТВО РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ У религиозной общины есть своя внутренняя жизнь, она включена также в жизнь общества, оказывая и одновременно испытывая на себе его влияние. Но случается, что система ценностей какой-либо религии является образцом для жизни всего общества, и бывает, что религия вступает в противоречие с событиями и процессами в обществе, чуждыми для ее веры и жизни. В то же время процессы, происходящие в обществе, влияют на мировоззрение и позицию последователей какой-либо религии так, что эта позиция может возводиться в религиозный принцип. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ Религия называется государственной, если государство защищает интересы данной религии и само декларирует свою принадлежность к ней. Исповедание государством такой религии выражается, например, в обязательном участии ее руководителей в религиозных обрядах и изучении религии в школах, в получении зарплаты духовенством из государственного бюджета и т.п. Государственная религия влияет на законы страны и сама испытывает на себе влияние со стороны официальной идеологии и политики. Так, религия может стать инструментом в руках государства, а иногда и государство становится орудием при достижении религиозных целей. Нередко глава государства провозглашается прямым потомком божества (например, императоры в Китае и Японии), главой религиозной организации (например, первосвященник-император в Риме, король в Англии), покровителем религии (например, султан в Османской империи). Известна форма правления, называемая теократией, когда религиозный вождь является одновременно и главой государства. Так было, например, в Тибете, когда у власти находились Далай-ламы. Ватикан — также пример теократии. СИМФОНИЯ В Византии и России (до Петра I) взаимоотношения Церкви и государства определялись принципом симфонии (греч, — согласие). Симфония означала обоюдное и согласное служение этих двух институтов на благо человека. При этом государство и Церковь, как правило, не вмешивались самовольно во внутренние дела друг друга. Первая официальная формулировка принципа симфонии дана в шестой новелле императора Юстиниана (527 — 565): «Величайшие дары человеколюбия Божиего, данные свыше человеку, — это священство и царство: священство, служащее Божественному, и царство, начальствующее над людьми и заботящееся о них. И оба эти дара происходят из одного и того же начала и украшают человеческую жизнь. Поэтому ничто так не любо царям, как священническое достоинство, ибо священники о них самих непрестанно молят Бога. Ибо священство беспрепятственно и всюду с дерзновением обращается к Богу, а царство справедливо и должным образом правит данным ему народом — в этом состоит некая благая симфония, дарующая человеческому роду все, что есть доброго». РЕЛИГИЯ И СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В прошлом религия повсеместно имела возможность регулировать личную и общественную жизнь человека. В новейшей истории общественное сознание становится все более свободным от влияния религии. Это называется секуляризацией (от лат. saecularis — мирской, светский). Секуляризация лишила освященности общественные отношения и сместила центр мира с Бога на человека. Многие думали, что это приведет к быстрому исчезновению религии. Например, К. Маркс считал, что человечество из эры религии перейдет в эру науки. Однако время доказало, что секуляризация государства приводит только к тому, что религия становится личным делом человека. Граждане таких государств сочетают светский образ жизни с религиозными убеждениями. РЕЛИГИЯ И ПОЛИТИКА Несомненно, судьба и религия народа, который ее исповедует, взаимосвязаны. Некоторые народы отождествляют собственное существование со своей религией (например, арабы и ислам, евреи и иудаизм, японцы и синтоизм). Кроме плодотворности такого слияния, существует и опасность эксплуатации религиозных чувств людей со стороны политики. В таких случаях национальные религии и национализм сливаются настолько, что религия всецело подчиняется последнему и теряет свое прежнее духовное содержание (например, синтоизм как обоснование японской агрессии во Второй мировой войне). ХРИСТИАНСТВО И ОБЩЕСТВО Церковь глубоко преобразила человеческое общество. Так, христианская вера изначально настаивала на равенстве достоинства: • мужчины и женщины; • людей разных национальностей; • свободных и рабов. Апостол Павел пишет: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галатам, 3:26 — 28). На основании равенства всех людей и заповеди Христа любить друг друга в христианской общине начинают формироваться новые отношения между людьми. Вот свидетельство Библии о жизни первых христиан: «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деяния, 2:44 — 45). Духом любви, не знающей никаких различий между людьми, проникнут совет: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ( Т. е. отринув.) ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Колоссянам, 3:8— 11). Одно из важнейших условий любви — это свобода. Стремление человека к свободе с особой силой проявилось в последние столетия. Но для христианства свобода изначально была одной из высших ценностей. «Итак, стойте в свободе, которую даровал вам Христос... К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Галатам, 5:1, 13). Цивилизация, корни которой находятся в христианстве, стремится быть гарантом и защитником прав человека, равноправия всех людей на земле и борцом со всеми видами рабства и дискриминации (расовой, национальной, религиозной, мужчины и женщины), против смертной казни. Однако основная миссия христианства состоит в том, чтобы люди познали истину и приобрели нечто большее, чем земные блага. Глава: 37. РЕЛИГИОЗНЫЙ ФАНАТИЗМ И РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА В последние десятилетия наблюдается всплеск религиозного фанатизма. Именно он является причиной непрекращающихся религиозных войн на Ближнем Востоке, в Индии, Северной Ирландии... Что же такое религиозный фанатизм и как его можно отличить от истинной веры и стараний осуществить эту веру в жизни? Фанатизм — это болезненное состояние, слепая вера в какую-нибудь идею и навязывание ее другим. Главными видами фанатизма являются: расовый, националистический (шовинизм), политический (фашизм, тоталитаризм) и религиозный (религиозная нетерпимость) . ВИДЫ РЕЛИГИОЗНОГО ФАНАТИЗМА Религиозный фанатизм встречается у верующих многих религий и провоцирует их на конфликты как с представителями своей, так и с последователями иных вероисповеданий. Главными его видами являются: обрядоверие — приверженность, доходящая до суеверия, внешней форме богослужения и обычаям; пуританство — строгость нравов и правил в повседневной жизни, превращенная в самоцель; прозелитизм — привлечение к религии навязчивыми, вкрадчивыми и лукавыми способами; религиозная экспансия — стремление к всемирному господству какой-нибудь религии с применением коварных и насильственных средств. Всемирная история, к сожалению, полна случаев религиозной ненависти, которая толкала государства и народы на религиозные войны (гражданские и межнациональные) и на бесчеловечные гонения. Но и религиозная история народов полна ересей, расколов, гонений и отлучений, что ярче всего выразилось в исламизации завоеванных арабами и турками народов, инквизиции Западной церкви, иконоборчестве нескольких византийских императоров, и др. ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНОГО ФАНАТИЗМА Главными причинами фанатизма являются: Политические: политики, разжигая религиозный фанатизм в народе, издавна эксплуатируют силу религии и используют ее или для укрепления своей власти, или как предлог для экспансии. Психологические: психологические исследования показывают, что фанатизм является проявлением душевного неблагополучия, прибежищем невротических личностей, которые стараются скрыть от себя и других, прибегая к фанатизму, свой внутренний душевный конфликт и проистекающие из него агрессивность, комплекс неполноценности и эгоизм. Религиозные: возведение фанатизма в норму правил некоторыми религиями (например, в исламе распространение веры "огнем и мечом") или преувеличенная требовательность верующих к ближним, происходящая от неправильного понимания заповедей. СЛЕДСТВИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ФАНАТИЗМА Последствия религиозного фанатизма для людей, общества и самих религий весьма разнообразны. Действительно, фанатизм: • создает у верующего иллюзию духовной самодостаточности и гарантированного спасения, усыпляя его совесть и внушая ему фарисейское сознание; • искажает веру, потому что лишает ее драгоценного качества — любви к ближнему, без которой вера мертва; • удушает свободу личности принуждением, гонениями, угрозами, наказаниями, насилием; • толкает своих жертв к уничтожению других человеческих жизней и цивилизаций в религиозных войнах; • вызывает антипатии у религиозно равнодушных людей или маловеров, склоняя их к атеизму, поскольку они убеждаются в том, что религии, вместо того чтобы облагораживать человека, разжигают в нем ненависть и побуждают на кровавые конфликты; ОТНОШЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА К ФАНАТИЗМУ Фанатизм никак не может быть связан с истинной христианской верой, потому что в истиной вере нет места слепоте, ненависти и насилию. Религиозная ревность и усердие являются добродетелями только тогда, когда они вдохновлены любовью и происходят от чистого сердца и подлинной веры. Таким просвещенным усердием, а не слепым фанатизмом, обладали апостолы, мученики, отцы Церкви, миссионеры и многие другие христиане, потому что их веру вдохновляла глубокая и бескорыстная любовь к Богу и человеку. Апостол Павел говорит: «Если имею дар пророчества... и всякое познание и всю веру, а не имею любви, — то я ничто» (1 Коринфянам, 13:2). Христианская ревность проявляется в святости жизни, деятельной любви и жертвенном смирении. РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА Религиозная свобода личности является одним из важнейших прав человека, и поэтому во многих государствах она защищается конституцией, которая предоставляет гражданину право самому выбирать религию или не выбирать никакой. На международном уровне религиозная свобода была принята ООН в 1948 г. как часть «Всемирной декларации прав человека» (18 статья), что было признано большинством цивилизованных государств, включивших ее в свои конституции. Несмотря на это, в истории вплоть до сего дня многократно появлялись теократические или атеистические режимы, которые пренебрегали этим человеческим правом. С другой стороны, некоторые религии или секты, используя невмешательство государства, предпринимают попытки привлечь к себе сторонников других религий, употребляя обычно не уважающие свободу средства (угрозы, подкуп, интриги и т.д.). Каково должно быть наше отношение к представителям иных религий? К заблуждениям и предрассудкам еретиков и представителей иных религий не следует относиться с фанатичной нетерпимостью. Кроме того, что это не соответствует духу христианства, это еще, как показывает история, и совершенно бесполезно. Общение с людьми иной веры может привести к желаемому результату и стать плодотворным только при условии свободного диалога и взаимного уважения к личности собеседника. Естественно, это не значит, что христиане могут быть равнодушными к своей вере и идти на компромисс с иными верованиями. Прозелитизм иных религий не будет опасен для христиан, если они будут хорошо знать свою веру и жить в согласии с ней. Тогда их не увлечет чуждая религиозная агитация и пропаганда. | Из учебного пособия "Христианство и религии мира", предлагаемого на сайте "Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь, Клыково". | Всего записей: 2002 | Зарегистр. 17-05-2003 | Отправлено: 09:32 23-06-2010 | Исправлено: Spectare, 10:58 23-06-2010 |
|