Российская медицина переходит в мир иной Только после того, как “революционный” закон о реформировании бюджетной сферы был принят и подписан президентом, представители власти начали объясняться с народом. Несколько лет назад, когда приняли Закон об автономных учреждениях, дающий право оказания платных услуг населению, решили сделать единственное исключение для сферы здравоохранения: все больницы и поликлиники должны были остаться бюджетными. До поры до времени. Это время пришло. Закон принят, и с середины 2012 года вступит в силу. К чему это приведет? “Единственная цель, которая здесь прослеживается, — сокращение расходов государства на здравоохранение и постепенное перекладывание их на плечи граждан, — уверен вице-президент Общества специалистов доказательной медицины, профессор Василий Власов. — Закон специально написан так, чтобы предоставить максимальную возможность бюрократам манипулировать госсобственностью и финансовыми потоками. Неясно, по каким критериям какие учреждения и в какую форму должны переходить — все отдается на усмотрение чиновников”. Народ постепенно приучат к тому, что за все надо платить. Это понятно из проекта постановления Правительства РФ “Об утверждении Правил оказания платных медицинских услуг населению”. В нем сказано, что основанием для оказания платной медпомощи является добровольное согласие гражданина и (или) согласие заказчика получить медпомощь за счет личных средств потребителя. Но оговаривается, что пациента должны проинформировать, что такую же помощь можно получить и бесплатно, потому как она входит в базовую программу государственных гарантий. “Это и есть государственный шантаж в действии! — говорит президент Лиги пациентов Александр Саверский. — Пациенту предложат либо подождать полгода бесплатной операции, но тогда он может умереть, либо получить ее сейчас и качественно — но за деньги”. То, что закон вступает в силу с середины 2012 года, то есть после президентских выборов, по мнению Саверского, является признанием властью опасности этого документа и роста социальной напряженности. Именно с этого времени медицинские учреждения смогут изменять свой статус. Кроме того, с этого времени начнется формирование госзадания для учреждений здравоохранения. — Основным путем, через который будет идти сокращение лечебных учреждений и сокращение их финансирования, вероятно, будет сокращение заказа на услуги, — считает Василий Власов. — Сегодня они получают средства на основании госзаказа. Есть, допустим, большая больница — а ей дадут заказ на сто пациентов в год. Это не фантастика, а реальный сценарий нашего будущего. Прецеденты уже были. В марте 2009 года работники Пензенского кардиохирургического центра, одного из центров высоких технологий, построенных в нашей стране, сообщили журналистам, что они использовали весь госзаказ на 2009 год. Тогда поднялась шумиха, и Минздрав им быстренько добавил заказ. Теперь же в такой ситуации могут оказаться школы и больницы, и чем это кончится — неясно. По мнению защитников пациентов, самыми гуманными будут казенные учреждения (они будут больше всего напоминать нынешние бюджетные): ими скорее всего сделают лишь лепрозории и психиатрические заведения. В таких учреждениях сохранится сметное финансирование, что дает стабильность вне зависимости от госзаказа. А госзаказ будет становиться все меньше и меньше и зависеть от интересов чиновника. Государство будет заставлять всю бюджетную сферу зарабатывать, и финансирование со стороны самого государства будет сокращаться. Возможно, оплачивать из бюджета вскоре будут лишь самые жизненно необходимые услуги. Однако в медицине все очень условно. К примеру, взять рентген-исследование при пневмонии: оно жизненно необходимо или нет? Все зависит от конкретного случая: иногда это исследование является обязательным, а иногда — лишь дополнительным. Но как определить эти границы? Тем временем сейчас в стране практически полностью разработаны стандарты оказания медпомощи при различных заболеваниях, которые скорее всего хотят увязать с финансированием. И тогда базовая программа госгарантий оказания медицинской помощи будет носить шапочный характер. То есть, если в стандарте не будет записано, что при таком-то заболевании такая-то процедура не является обязательной, вы ее бесплатно не дождетесь. И кто знает, в какую категорию попадет то же рентген-исследование?.. Однако стандарты принимать власти не спешат: не исключено, что, произведя нехитрые подсчеты, наверху поняли, что даже мало-мальски пригодные стандарты обойдутся казне еще в какую копеечку. И многие из них пока имеют лишь рекомендательный характер. Очень тревожным правозащитники считают и тот факт, что новые законы отменили т.н. субсидиарную ответственность государственных учреждений. То есть, если пациент подает на захолустную районную больницу в суд и выигрывает миллион долларов, а у больницы денег нет, раньше за нее должен был расплачиваться бюджет. Иными словами, ответственность за медучреждение несло государство. Теперь — дудки. Грубо говоря, больницам сказали: у вас есть стетоскоп, зарплата — вертитесь как хотите. Это чревато тем, что любой иск пациента может довести до банкротства любую больницу или поликлинику. “На ее месте может быть создана больница №2, больница №3. Получается, что мы будем приходить в больницу, которая ни за что не отвечает. А врачи там — проходимцы: сегодня есть, а завтра нет”, — говорит Саверский. — Нас уверяют, что банкротить лечебные учреждения будет нельзя, — замечает Власов. — Однако по закону организации будут отвечать по своим обязательствам своим имуществом. То есть не дадут им госзаказа, они возьмут кредит в банке, чтобы выплатить зарплаты. А чем отдавать? Тогда у них могут описать имущество — койки, рентген-аппараты и т.д. Закон создал реальную основу для того, чтобы сокращать количество бюджетных организаций не приказами, а через финансирование… |