А почему бы, собственно говоря, и нет? Почему бы не обратный отсчет треков - от 15-го к 1-му? Почему не странные названия, типа "Сиануквиль"? Почему не обилие отступлений, позволяющих инструментам выяснять отношения в отсутствии человеческого голоса? Почему не ироничная разнохарактерность и разношерстность? И почему бы, в конце концов, не упрятать подальше все свои "почему", забыть о коммерческих шаблонах, в которых группа "Сплин" на данном этапе совсем не нуждается, и не взглянуть свободным взглядом на эту "Хронику событий", какой бы заумной она ни была? И увидеть, что самое главное - завораживающий фирменный сплин - преподнесен в целости и сохранности и даже благополучно преумножен, расширен до крайних пределов и рассеян по миру и окрестностям. Как любые диковинные сами по себе детали паззла, становясь на место, обретают вполне внятный смысл, точно так же вполне гармоничным и завершенным, в некоем специфически сплиновском понимании, оказывается в конечном итоге и альбом "Реверсивная хроника событий". Венчать Александра Васильева лаврами новатора пока рановато, как и приписывать ему создание музыкально безупречного альбома. Зато его можно поздравить с обновлением образного словаря. Который опять, по старой доброй традиции, обслуживает фирменные перепады настроения, душевные сумерки, тревожное напряжение сердечной мышцы, наплывы панического страха, растерянность перед хаосом. Словам такие эфемерные сущности покоряются, как правило, неохотно, и только подобие абракадабры или гипнотизирующей мантры могут мягко намекнуть на скрытый где-то там, в глубине, ужас. Как это происходит в простой до безобразия и при этом намертво цепляющей истории про "Человека и Дерево". Как это неизбежно случается под любые шаманские повторения, которые оборачиваются уколом тревоги и безнадежности. Будь то "Тикали тихо часики" (в напряженной до предела песне "Семь восьмых") или "Люди на ладони" в одноименном треке. Для баланса этот мрак изредка прорезает солнечный лучик юмора, впрочем, сомнительно черноватого оттенка. "Сидели и курили" или "Урок географии" с их обманчиво мажорной подачей больше напоминают парад абсурда. Все 15 эпизодов этой "Хроники" подчинены одной мощной, всепоглощающей интонации. Если некоторые из них и представляют собой легкие вариации старых песен "Сплина" (и вписываются в расплывчатое понятие "русский рок"), то у этого есть элементарное объяснение: музыкальная генеалогия. Зато инструментальные композиции экспериментального характера ("Паровоз", "Шаги" или "Голос за кадром") ни на чье прошлое не похожи. Разве что на иллюстрации к воображаемому фильму о жизни привидений. А почему бы и нет? Непредсказуемый, как настоящее привидение, не подчиняющийся банальной логике, опровергающий прогнозы и совершенно свободный в выборе тем, идей и способов их выражения, Александр Васильев бросается от крепкого рока к сентиментальным романсам, от задумчивых мантр к жестким социальным диагнозам. И в любом амплуа остается искренним, романтично задумчивым и тоскующим слега на английский манер. Оценка: 8/10 Трек-лист: 1. Океан (инстр.) 2. Семь восьмых 3. Шато Марго 4. Мы сидели и курили 5. Сиануквиль 6. Человек и дерево 7. Лабиринт 8. Шаги (инстр.) 9. Бериллий 10. Паровоз (инстр.) 11. Люди на ладони 12. Урок географии 13. Все включено 14. Голос за кадром (инстр.) 15. Романс |