В отличие от наших рокеров-ветеранов, U2 некогда задаваться вопросом «Где та молодая шпана?..». Этой рок-н-ролльной шпаны, нахально толкающейся под солнцем в надежде завладеть короной «Лучшей рок-группы в мире», в последние годы развелось такое количество, что ирландцам - хочешь не хочешь - а пришлось возвращаться и защищать свой титул. И речь уже даже не о Coldplay, во всем стремящихся быть похожими на своих «учителей». Keane, The Killers, Snow Patrol (список можно продолжать) пусть и не признаются в копировании U2, но что с того - их музыка красноречивее всяких слов. «Хочешь догнать и перегнать U2? Стань лучше U2!» - говорят Боно и его товарищи. И тут же выпускают очередную бомбу, ехидно предлагая ее обезвредить. Еще пять лет назад U2 могли не опасаться за свой статус. Теперь же им приходится мобилизировать все силы, чтобы удержать завоеванные позиции. Конкурента бьют его же картой: «How To Dismantle An Atomic Bomb» прозрачно свидетельствует о том, что волна «новой рок-н-ролльной революции» накрыла и U2. Малым краешком, но накрыла. Парадокс - чтобы звучать актуально, нашей ирландской четверке пришлось обратиться ко временам своей молодости, ознаменованной разгулом пост-панка и нью-вейва. Круг замкнулся. С одной стороны - молодое поколение, таскающее идеи у старших товарищей, с другой - ветераны, берущие уроки у своих учеников. Многие годы назад древние греки придумали себе мифическое существо - змею Уроборос, кусающую себя за хвост. Вот прекрасная картинка для иллюстрации происходящего. Со времени выхода предыдущего альбома U2 прошло четыре года, со времени начала работы над нынешним - два. Первые сведения об альбоме обнадеживали: по словам Эджа, музыканты решили записать «настоящий рок-н-ролльный диск». О серьезности намерений говорило и решение группы пригласить на роль продюсера Криса Томаса (известного тем, что работал над «Nevermind The Bollocks» Sex Pistols). После полугода записей и перезаписей выяснилось, что новыми Sex Pistols U2, увы, не стать. К руководству процессом приступил Стив Лиллиуайт - человек, ответственный за саунд первых трех альбомов ирландской четверки, а чтобы подстраховаться, пригласили еще и Брайана Ино с Даниэлем Лануа впридачу. От сессий с Крисом Томасом остались только «Vertigo» и «All Because Of You» - две песни, которые действительно могли бы надрать задницу не только Franz Ferdinand и The Vines, но и Rolling Stones. Остается лишь гадать, отчего U2 решили отказаться от записи «рок-альбома», и каким бы он получился, если бы музыканты пошли до конца в своих устремлениях. Но U2 нужны поклонникам только когда, когда они остаются U2 - еще свежи воспоминания о провальной вылазке в дэнс-поп (собственно, «Pop»). Такая же ситуация могла сложиться и в случае, если бы группа ударилась в другую крайность. После перенесенного в конце 90-х позора Боно сотоварищи едва-едва реабилитировались «All That You Can Leave Behind» - спокойным и умиротворяющим альбомом, свидетельствующим о том, что времена молодецких забав канули безвозвратно. «How To Dismantle An Atomic Bomb» лишен каких бы то ни было экспериментальных шараханий, и в этом плане может показаться скучным и неинтересным. Но только на первый взгляд. Двухлетняя работа все же не прошла даром - это все еще альбом U2, и U2, нашедших себя в изменяющейся на глазах музыкальной моде. Эту «Бомбу» можно считать логическим продолжением «All That You Can Leave Behind», только продолжением еще более «взрослым». Все на месте: песни-гимны, трогательные баллады, парящие гитары, плотный ритм и, конечно, осмысленные тексты-проповеди и эмоциональный вокал Боно - все то, что и сделало U2 такими из ряда вон выходящими. Группа не потеряла способности писать цепляющие мелодии и сочинять красивые пассажи - такие композиции составляют большую часть альбома. Только после общения с Radiohead, музыканты, кажется, считают ниже своего достоинства сооружать простые и вменяемые конструкции. В большинстве песен содержится как минимум несколько мелодических линий, которые - при менее категоричном подходе - могли бы лечь в основу отдельной песни. То есть, недостатка идей у Эджа пока не возникает. Другое дело, что идеи эти базируются на уже когда-то пройденном материале. «Vertigo», например, отчетливо напоминает «Elevation», «City Of Blinding Lights» имеет сходство с «New Years Day», а эмоциональная «Sometimes You Can't Make It All Alone» - с хитом всех времен и народов «One», ютушной версией «Imagine». Интересная особенность: в новом альбоме одной из самых заполитизированных групп мира нет никаких политических заявлений (вероятно, политики Боно теперь достаточно и в повседневной жизни). Вопросы, которые волнуют сейчас Боно и компанию - любовь и семья, рождение и смерть, страх перед лицом глобальных мировых катаклизмов и надежда на искупление. Одна из центральных композиций на альбоме - песня «Sometimes You Can't Make It All Alone», посвященная умершему два года назад отцу Боно, с которым у того часто не наблюдалось взаимопонимания. «And it's you when I look in the mirror/ And it's you when I don't pick up the phone...» («В конце концов, мы все-таки поговорили и, кажется, поняли друг друга, - говорит музыкант. - Мне тяжело поверить, что его больше нет, и до сих пор я ловлю себя на том, что собираюсь позвонить ему, чтобы спросить о чем-нибудь»). В завершение песни Боно вытягивает оперную ноту - также в посвящение отцу, отчаянно любившему оперу. «City Of Blinding Lights» посвящена Нью-Йорку, но - к удивлению - без референций к 11 сентября. «A Man and a Woman» («No I can never take a chance/ Of losing love to find romance») - завуалированное обращение к жене («Люди удивляются, как мы до сих пор еще вместе. Но семейные отношения нуждаются в четком управлении, и Али - отличный менеджер», - говорит Боно о своей супруге). «One Step Closer To Knowing» - философское размышление на тему жизни и смерти («Как-то мы сидели с Ноэлем Галлахером и я признался ему, что моему отцу осталось жить всего немного. И Ноэль сказал: «Ну что же, он теперь на один шаг ближе к истине, не так ли?»). Открывающая («Vertigo») и закрывающая («Yahweh») альбом песни кардинально противоположны - по динамике, смыслу, настроению. По задумке музыкантов, добравшемуся до финала альбома слушателю должен был открыться смысл названия «How To Dismantle An Atomic Bomb». Яхве - «секретное» имя бога у ортодоксальных евреев, которое нельзя произносить вслух. Идея вполне понятна: исходная точка - «Vertigo», символизирующая страхи современного мира; конечная - достижении гармонии с собой и всем миром. Паровоз - понятное дело, любовь. В завершение своей четвертьвековой карьеры U2 начали писать концептуальные альбомы... U2 часто обвиняют в позерстве и пафосности, но никому не приходит в голову обвинять их в неискренности. U2 в этом плане похожи на Мадонну: уж до чего циничная и меркантильная барышня, а как споет какой-нибудь «Playground», все хватаются за платочки, ибо Мадонна в этот момент как никогда искренна. Не верили бы - не хватались, это совершенно точно. Нельзя стать великим и гениальным, без того чтобы не подарить себя (как бы пафосно это ни звучало) слушателю. Слушателям все еще нужны U2 - как отражение своих собственных мыслей и переживаний, надежд и тревог. К счастью, группа и не собирается на покой. Пока. И судя по циклическому развитию команды («Boy» - «October» - «War», «Achtung Baby» - «Zooropa» - «Pop»), нас наверняка ожидает завершение трилогии, начатой «All That You Can't Leave Behind». А дальше? А там, глядишь, и из «шпаны» что-нибудь подрастет... Оценка: 8/10 Трек-лист: 1. Vertigo 2. Miracle Drug 3. Sometimes You Can't Make It All Alone 4. Love and Peace or Else 5. City of Blinding Lights 6. All Because of You 7. A Man and a Woman 8. Crumbs from Your Table 9. One Step Closer 10. Origin of Species 11. Yahweh |